(обновлено )
Примерное время чтения: 8 минут
130

Время покупок. Эксперты советуют, как правильно собрать ребёнка в школу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ-Югра 16/08/2023
Яркие и красивые канцелярские товары часто отвлекают детей.
Яркие и красивые канцелярские товары часто отвлекают детей. / Александр Витвицкий / АиФ

До 1 сентября остаётся не так много времени.  Уже полным ходом идёт подготовка к новому учебному сезону: покупка необходимых школьных принадлежностей, формы, обустройство рабочего места, ведь дети за лето выросли. Как подготовиться к учебному году наилучшим образом? На что обратить внимание? Советуют профессионалы.

Правильная форма

Покупая школьную форму, важно учитывать требования безопасности.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) сказано, что цвет и фасон одежды учеников нужно определять и принимать с учётом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии). Принимая решение, нужно учитывать, что цвет школьной одежды не должен быть слишком ярким и броским, не рекомендуется размещать на ней символику неформальных объединений. На одежде и обуви не должно быть травмирующей фурнитуры. Форма должна соответствовать размеру ребёнка, быть приятной для тела, хорошо впитывать влагу и соответствовать погоде. Особое внимание нужно обратить на материал изделия. Ткань, из которой сшита форма, должна хотя бы наполовину состоять из натуральных материалов (55 – максимальный процент синтетических волокон), ведь синтетика может привести к возникновению аллергии, она притягивает к себе пыль, грязь и микроорганизмы, которые могут стать причиной возникновения сыпи. А ещё синтетика накапливает статическое электричество, которое оказывает влияние на нервную систему ребёнка, вызывает раздражение и быструю утомляемость. Лучше выбирать хлопок и лён для осеннего и весеннего времени, шерсть и кашемир – для зимы. От изделия не должен исходить резкий запах. Маркировка одежды должна содержать данные о производителе, состав ткани, размер и рекомендации по уходу. По первому же требованию покупателя продавец обязан предъявить товарно-сопроводительную документацию. Её наличие – гарантия того, что школьная форма безопасна.

Рекомендации Роспотребнадзора.
Рекомендации Роспотребнадзора. Фото: Пресс-служба Роспотребнадзора

Ранец сформирует осанку

Правильно подобранные ранец или портфель должны соответствовать требованиям Техрегламента. Тогда они помогут сформировать и сохранить ребёнку красивую фигуру и правильную осанку.

  • Ремни должны быть широкие, регулируемые по длине, с амортизирующими прокладками.
  • Спинка рекомендуется жёсткая, недеформируемая или ортопедическая. Это поможет сформировать правильную осанку. Подкладка спинки и лямок должна быть мягкой. Лямки должны регулироваться по длине и не растягиваться – только с их помощью можно правильно расположить ранец на спине. Лучше, если регулирующие пряжки есть и в нижней, и в верхней части лямок. Такая конструкция помогает добиться того, чтобы ранец плотно прилегал к спине. Оптимальная ширина лямок – 4-5 см.
  • В дизайне ранца должны использоваться флуоресцентные материалы, делающие ребёнка заметнее в светлое время суток. Самые броские и заметные для водителей цвета – жёлтый и оранжевый.
  • Маркировка ученических ранцев, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя. Вес пустого ранца не должен превышать 700 г в начальных классах и 1 кг – в средних и старших классах.

Во время примерки ранца нужно обратить внимание на несколько моментов:

  • ширина ранца должна быть примерно равна ширине плеч ребёнка;
  • верхний край ранца и плечи ребёнка должны быть на одной высоте;
  • нижний край ранца должен располагаться на уровне поясницы;
  • ранец должен плотно прилегать к спине ребёнка.

 Ручка – не для красоты   

Яркие и красивые канцелярские товары часто отвлекают детей. Главными критериями при выборе должны стать соответствие стандартам и отсутствие неприятного запаха. Ручка должна удобно ложиться в руку ребёнка, иметь прорезиненные вставки в месте прижатия пальцев или просто рифлёную поверхность. Паста не должна пачкать бумагу. В младших классах рекомендованы шариковые ручки.

Работа с удобствами

Для профилактики нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов зрения нужно правильно организовать рабочее место школьника:

  • стол надо располагать у окна, освещение слева (если ребёнок левша, свет должен падать справа);
  • при недостаточном освещении нужно устанавливать местные светильники. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза. Избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур;
  • рабочее место школьника следует располагать вдали от телевизора, чтобы не отвлекать ребёнка от учебного процесса;
  • стол должен подходить по всем критериям:

пространство под столом: ширина – от 50 см, глубина – от 45 см. Пространство рабочей поверхности: ширина – 125–160 см, глубина – от 60–70 см. В пространство между грудью школьника и краем стола должна помещаться ладонь. Край стола должен располагаться на уровне груди;

  • стул лучше выбирать регулируемый по высоте и углу наклона спинки, по возможности с подставкой для ног. Сиденье должно быть удобным и мягким. При выборе кресла следует отдавать предпочтение варианту с ортопедическими функциями: ровной и твёрдой спинкой, к которой будет плотно прижиматься спина ребёнка. Это снимет нагрузку с позвоночника;
  • оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Стул должен иметь невысокую спинку;
  • ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставах.

Контроль соответствия мебели росту ребёнка нужно проводить не реже 2 раз в год.

Рекомендации Роспотребнадзора.
Рекомендации Роспотребнадзора. Фото: Пресс-служба Роспотребнадзора

Зачем нужен режим?

  • Режим дня дисциплинирует ребёнка. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает им привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.
  • Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня.
  • При недостатке сна создаются условия для возникновения заболеваний. Может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на росте и развитии детей.
  • При недосыпании страдает удельный вес стадии «быстрого сна», от которой зависит способность к обучению. Учащимся 1–4 классов нужно спать по 10–10,5 часа ночью, а первоклассникам ещё и по 2 часа днём.
  • Ученикам 5–7 классов необходимо 9,5–10 часов сна. Учащимся 6–9 классов: 9–9,5 часа. Выпускникам 10–11 классов нужно спать по 8–9 часов. Нельзя забывать и про отдых на свежем воздухе. Детям младшего возраста нужно гулять по 3–3,5 часа. Им необходимы подвижные игры и другие виды двигательной активности. Старшеклассникам надо гулять минимум по 2,5 часа.

Пища для ума

Школьникам рекомендовано 4–5-разовое питание. Промежутки между приёмами пищи не должны превышать 3,5–4 часов. Рацион должен быть сбалансированным по составу и содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Справка

Требования к безопасности, предъявляемые к школьной форме, учебникам, портфелям и ранцам, регламентируются рядом документов. Это:

закон РФ «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 года № 2-ФЗ;

  • закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ;
  • Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ «Об установлении требований к одежде обучающихся» от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (СП 2.4.3648-20).

Подготовлено по материалам консультационного центра

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах