Чем чаще всего болеют жители отдаленных сельских поселений, как относятся к масочному режиму, каким образом происходит обновление оборудования передвижной поликлиники «Николай Пирогов», рассказал главный врач окружного Центра профессиональной патологии Николай Ташланов.
Итоги летней навигации
Оксана Шуман, «АиФ-Югра»: Плавполиклиника на базе теплохода «Николай Пирогов» – это гордость здравоохранения Югры, абсолютно эксклюзивный продукт и единственное речное судно, которое осуществляет медицинскую работу в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах региона. Как в этом году прошла летняя навигация?
Николай Ташланов: Работали исключительно в рамках графика департамента здравоохранения Югры. Корректировки вносились по санитарно-эпидемиологическому режиму. Все прошло штатно, ни одного сотрудника с ковидом не было зарегистрировано, работа не приостанавливалась, ни один из специалистов не выбывал, и лечебно-диагностическая помощь оказана в полном объеме. Наверное, это самое главное достижение на сегодняшний день в той ситуации, которая сложилась в мире, в России и Ханты-Мансийском автономном округе.
– Какие объемы работ произведены?
– 6643 человека были обслужены на теплоходе, а это 15435 посещений специалистов. Из новаций, вы знаете, что теплоходу «Николай Пирогов» уделяется пристальное внимание департаментом здравоохранения округа. Оснащенность его на самом высоком уровне, мы модернизировали все, что касается медицинской составляющей.
Чем болеют сельчане?
– С какими жалобами чаще обращались сельчане к специалистам теплохода «Николай Пирогов» и передвижных лечебно-диагностических комплексов, какие заболевания самые типичные?
– Присутствует определенная типичная статистика, она не отличается от статистик муниципалитетов. Это заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые, бронхолегочная и эндокринная системы, по последней довольно-таки серьезный объем медицинской помощи. Кстати, вторая специализация у наших терапевтов чаще всего эндокринология.
– После осмотра на теплоходе много ли людей было отправлено на дополнительные обследования в медицинские центры Югры?
– В этом процессе всегда задействовано большое количество медицинских организаций Югры, проводится множество дополнительных медицинских обследований, которые связаны с диспансерным направлением. 673 человека в этом году поставлены на первичный диспансерный учет по итогам работы теплохода. Это те люди, которые нуждаются в регулярном наблюдении в связи с вновь выявленными хроническими заболеваниями. Вот эта цифра для нас показатель.
Более 700 человек направлены на дополнительные консультации, связанные с обследованием по онкопатологии, 238 югорчан – в специализированное учреждение к онкологу, после 117 высокотехнологичных операций проведено по направлениям от наших специалистов.
На сегодняшний день теплоход «Николай Пирогов» – это идеально выверенная структура под свои задачи. Это максимум, что можно сделать на этих площадях, в этом составе, в этом пространстве. База позволяет нам принимать решение здесь и сейчас, а вот специализированные центры и масштабирование их по территории Югры, а тем более на площадях теплохода, нецелесообразно.
– Были экстренные ситуации, когда требовалась помощь коллег из Центра медицины катастроф, санитарная авиация?
– Это наша обычная практика, мы всегда работаем в глубочайшей интеграции со многими другими медицинскими организациями Югры. За этот сезон мы два раза вызывали санитарную авиацию. Мы стараемся минимизировать количество таких вызовов, и, как правило, сложные экстренные вопросы решаются.
О трепетном отношении к медикам
– Сейчас в обществе сложилась такая ситуация, что не все хотят надевать маски в общественном транспорте, в магазинах. А как посетители теплохода «Николай Пирогов» реагировали на требования соблюдения масочного режима, антисептиков?
– Я каждый год отмечаю и хочу сказать нашим пациентам – жителям отдаленных поселений Югры – огромное спасибо за очень хорошее и доброе отношение к идее оказания медицинской помощи таким образом, за трепетное отношение к персоналу теплохода. Мы всегда достигаем понимания по любым вопросам, а уж тем более таким, как масочный режим, который вообще не обсуждался, и не было ни замечаний, ни негатива. Масочный режим соблюдался, санитарно-эпидемиологический тоже.
– Вы говорите, что ни один специалист у вас не заболел, а пациенты были с COVID-19? Брали ли вы с собой тесты?
– Скрининговое тестирование мы не проводили, но экспресс-тесты были для экстренных случаев. И в случае соответствующих симптомов проводили экспресс-тестирование, положительные тесты были.
Стар да удал…
– Хотелось бы знать, в каком состоянии сейчас теплоход «Николай Пирогов». Во время одного из прямых эфиров губернатор Югры Наталья Комарова озвучила информацию, что его ресурс заканчивается и следует его заменить. Что вы скажете на это?
– Сейчас сформировано техническое задание, обсуждается вопрос с двумя проектными организациями, и будет рассматриваться уже непосредственно проектирование теплохода. Есть определенные специфичные требования, за весь опыт эксплуатации мы их обобщили и выдали техническое задание на проектирование. Теплоход на сегодняшний день находится в удовлетворительном состоянии, если исходить из его возраста, то он вообще в отличном состоянии, у него достаточно ресурсов. Но тем не менее есть порядок эксплуатации речных судов, и от этого никуда не деться, поэтому он требует замены.
– А нет такой нужды отправлять в работу два теплохода одновременно? Например, «Николай Пирогов» и новый корабль?
– Такой вопрос рассматривается, мы будем делать все возможное, чтобы содержать «Николай Пирогов» в таком состоянии, чтобы он соответствовал всем требованиям судового регистра как можно дольше. Необходимость в работе двух теплоходов есть ввиду маршрутизации и востребованности. Можно бы было увеличить количество дней стоянок, причем значительно. У нас каждый год есть обращения по увеличению объема предоставляемой медицинской помощи. Мы рассматриваем такой вариант, насколько он будет обоснован в соответствии с потребностью и заявками.
Как зимник встанет
– Что делают медики, которые работают на теплоходе зимой? Они идут в отпуска?
– Теплоход на зимней стоянке, а медики отдыхают какое-то время, но потом выходят на работу на передвижной зимний медицинский комплекс.
– Как будет организована работа передвижных мобильных комплексов в конце этого года и в начале 2021-го?
– В соответствии с графиком, утвержденным департаментом здравоохранения округа, это обычная наша стандартная и рутинная работа. Мы собираем все заявки муниципалитетов, формируем график и утверждаем его. Понятно, что корректировки всегда есть, и связаны они с погодой и состоянием зимников. Когда встанет зимник, тогда и начнется наш период работы. До конца года к нам придут еще три новых модуля, которые направят в комплектование передвижного мобильного комплекса. Вполне вероятно, поменяется штатное расписание, будет сформирована вторая бригада.
«Присутствует определенная типичная статистика, она не отличается от статистик муниципалитетов. Это заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые, бронхолегочная и эндокринная системы».
– А модуль – это что?
– Когда мы говорим «модуль», почему-то у людей понятие, что это как будто поликлиника в одном помещении, но это не так. Передвижной лечебно-диагностический комплекс состоит из модулей, причем модули мы можем варьировать, они могут включать лабораторию, стоматологию, общетерапевтическую диагностику. Мы стараемся приобретать модули на полноприводном шасси, они доказали свою эффективность, мы отошли от длинномерных шасси и будем работать со стандартным двуосным прицепом. Это все неоценимый опыт эксплуатации, которого не было ни у кого. У нас очень большая возможность подходов к любому муниципалитету, к любой поставленной задаче.