Аргументы и Факты
ugra.aif.ru
16+
Югра
Аргументы и Факты
ugra.aif.ru
16+
Югра
Примерное время чтения: 4 минуты
122

Без движения вверх. На 21-м этаже оборвался лифт с пассажиром

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 45. АиФ-Югра 05/11/2025
В Ханты-Мансийске стали часто ломаться лифты.
В Ханты-Мансийске стали часто ломаться лифты. ru.freepik.com

В Югре случилось ЧП: в новой высотке упал лифт с пассажиром. Трагедии не произошло — сработали тормозные колодки, мужчина отделался испугом. Вызволяли его из аварийной кабины не менее испуганные соседи.

«Остаётся кричать»

Инцидент произошёл в 21-этажном доме-новостройке по улице Объездной, 59 Ханты-Мансийска. Жильцы въехали сюда в прошлом году. На момент заселения подъёмники в доме работали исправно, но после Нового года они чаще стоят, чем функционируют.

«У нас на самых верхних этажах живут многодетные семьи. Теперь дети боятся ездить на лифтах, да мы и сами боимся. Уже по нескольку раз все застревали. С аварийным диспетчером не связаться — кнопка вызова не работает, а по сотовому телефону из лифта не дозвониться — не проходит сигнал. Остаётся только кричать», — рассказывают жители дома на Объездной.   

Жалобы на работу лифтов в Ханты-Мансийске множатся с каждым днём. В региональном штабе Общероссийского народного фронта зафиксировали десятки адресов как старых, так и новых домов, где есть проблемы с вертикальным транспортом. Классический русский вопрос «Что делать?» недавно обсуждали на круглом столе с представителями Жилстройнадзора, Югорского фонда капремонта, управляющих и обслуживающих компаний.

«По техническому регламенту Таможенного союза до 15 февраля 2030 года должна быть произведена замена лифтов со сроком эксплуатации более 25 лет. Если говорить о Югре, то нам в течение пяти лет нужно поменять 1 469 лифтов, — уточняет гендиректор Югорского фонда капремонта МКД Андрей Бойко.  — Из них замена 203 лифтов должна быть оплачена со средств спецсчетов, то есть за счёт собственников. На сегодняшний день в целом по России и у нас в округе накопленных на спецсчетах средств недостаточно. Это один из самых затратных видов ремонта. Минстрой предусматривает рассрочку на пять лет с первоначальной оплатой 50%. Также из окружного бюджета на эти цели выделено 2,8 миллиарда рублей».

Остальные лифты в округе обновят за счёт так называемого «котла», в котором аккумулируются взносы на капремонт, собранные со всех многоквартирных домов округа,  — по сути, в долг. Но такая перспектива касается только старых домов, где лифты работают больше четверти века. 

Не хватает мастеров

«А нам что делать? Нашему дому 13 лет. В этом году лифты не работают. 25 лет —  это норматив советских времён, он с тех пор не менялся. Тогда этажность была другая, жильцов меньше. Давайте не будем отрываться от действительности — сегодня лифт не выдерживает 25 лет. И что нам делать? Ждать 12 лет?» — вопрошает жилец дома по улице Ямской, 14. 

Как пояснили на круглом столе, содержанием и текущим ремонтом лифтов занимаются обслуживающие организации. Но и здесь есть свои проблемы — не хватает квалифицированных мастеров, которые бы умели чинить подъёмники любой конструкции и производства.

«В этом году у нас около 30 обращений по поводу неработающих лифтов. Мы всегда выезжаем, проверяем, запрашиваем документацию. Если, по мнению жильцов, лифт представляет опасность, нужно сделать его техническую экспертизу. И если он будет признан неремонтируемым, тогда вас могут включить в программу замены. Только в Ханты-Мансийске таких экспертов нет, надо обращаться в Сургут», — поясняет заместитель руководителя – начальник Ханты-Мансийского отдела инспектирования службы жилищного и строительного надзора Руслан Ахмадуллин. 

Проблема с лифтами действительно комплексная и существует во всех городах нашей страны. Пути решения тоже ищут всем миром. По итогам круглого стола в региональном штабе президентского движения рекомендовали администрации окружной столицы рассмотреть возможность выделить из резервного фонда деньги на ремонты лифтов, а Ростехнадзору и Жилстройнадзору — проверить проблемные адреса. Кроме того, «Народный фронт» намерен обратиться к руководству технолого-педагогического колледжа с предложением начать подготовку специалистов по монтажу и ремонту лифтового оборудования, а также ходатайствовать в правительство округа о разработке региональной программы финансирования текущего ремонта лифтов в многоквартирных домах.

Комментарий

Светлана Разворотнева, заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ:

— Без государственной поддержки не обойтись. Есть подсчёты Фонда развития территорий. Для решения ситуации в трёхлетнем диапазоне необходимо порядка 22 миллиардов рублей. В принципе, по меркам федерального бюджета это не такая большая сумма. Мы здесь опираемся на опыт регионов, когда субъекты софинансировали собственникам часть стоимости лифта, плюс включалась программа рассрочки, которую сейчас предлагают производители лифтов и монтажные организации. При таком комбинированном подходе — средства собственников, региональная ставка и поддержка из федерального бюджета — мы эту проблему могли бы в течение трёх лет решить. Но, к сожалению, у меня пока нет оснований думать, что в федеральном бюджете следующего трёхлетнего периода эти деньги появятся. Грустно, конечно. Если мы не вложим эти деньги сейчас, то через три года нам придётся вкладывать в полтора-два раза больше.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах