Мошенники продолжают атаковать жителей Югры, заставляя их поверить в свои благие намерения. И многие верят. В прошлом году в карманы жуликов перекочевало более 800 млн рублей. За семь месяцев этого года – 720 миллионов. Подробности – в материале ugra.aif.ru.
«Лапша» от «звонарей»
На прошедшей неделе сургутянка перечислила мошенникам более 21 млн рублей. Женщине позвонил якобы сотрудник службы безопасности Центробанка и сообщил, что неизвестные пытаются снять с её счёта деньги. Чтобы спасти ситуацию, лжебезопасник предложил сургутянке снять депозиты и перевести наличность на резервный счёт. Женщина так и сделала. Чтобы переложить всю сумму из своего кармана в чужой, ей пришлось совершить порядка 260 транзакций. Затем аферисты сообщили, что кто-то оформляет на сургутянку кредиты, и необходимо сделать зеркальные займы…
Эксперты говорят, что лучший способ сберечь свои средства – прекратить разговор, записав перед этим данные звонившего. Если тот представился полицейским, то нужно позвонить на горячую линию дежурной части и поинтересоваться, существует ли в природе такой работник. «Действительно, может звонить сотрудник полиции по определённому вопросу. Сотрудники банка никогда не звонят и не просят оформить дистанционно кредит, а после перевести деньги на безопасный счёт. Все кредитные операции проводят только в офисе банка», – уточняет начальник отделения по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий УМВД по Югре Алексей Распутний.
Недавно появилась ещё одна схема: человеку звонит лжесотрудник ФСБ и заявляет, что работник банка украл его личную информацию и перевёл деньги на счёт Вооружённых сил Украины. А за это грозит статья «Госизмена» и 20 лет тюрьмы…
Сотрудники банка не просят оформить кредит дистанционно и перевести деньги на безопасный счёт.
Сила – в знании
По мнению психологов, в зоне риска оказываются импульсивные, тревожные люди, переживающие не лучшие моменты своей жизни.
«Диалог выстраивают на основе угроз, касающихся близкого человека или личных сбережений. Человек оказывается в состоянии стресса, не способен рационально мыслить и принимать решения. В этот момент мошенник и предлагает готовые варианты выхода из ситуации», – поясняет медицинский психолог нижневартовской психоневрологической больницы Эльвира Сорокина.
Преступники звонят по линиям IP-телефонии, по которым невозможно вычислить их местоположение. Они владеют техниками убеждения, и люди сами рассказывают информацию о себе, своих накоплениях, раскрывают данные банковских карт. Кстати, в банках утверждают, что через их сотрудников утечка персональной информации клиента исключена. За этим следят, а за такое деяние предусмотрена уголовная ответственность.
Недавно Госдума приняла любопытный закон: если банк допустит перевод средств клиента на мошеннический счёт, он должен будет возместить убытки. При условии, что счёт находится в специальной базе Банка России.
«Механизмы по выявлению мошеннических счетов не отработаны, – уточняет Николай Лопарев. – Преступники предлагают жертве обналичить имеющиеся в банках средства или оформить кредит, а полученные наличные деньги через банкоматы сторонних банков перевести на «защищённые счета». Как правило, это карты или номера телефонов соучастников преступной схемы, которые являются клиентами других банков. Это схема необходима для запутывания следов и разрыва связи между преступником и потерпевшим». Также необходимо помнить, что работники Центрального банка РФ не взаимодействуют с физическими лицами, сотрудники банков никогда не общаются через мессенджеры.
Кстати, согласно статистике, жертвами мошенников чаще становятся люди старше 30 лет. Молодёжь в силу своей осведомлённости на такие уловки не поддаётся.