На прошлой неделе в Сургуте на реке Черной произошла непоправимая авария: катер с пассажирами врезался в пришвартованную у берега баржу, в результате чего погибли люди. Еженедельник «АиФ-Югра» узнал подробности и попытался выяснить причину подобных происшествий.
Пришвартовался…
В вечерних сумерках катер «Ямаха», на борту которого в это время находились восемь человек, возвращался домой после водной прогулки. До места остановки оставалось буквально 300 метров, когда он на скорости врезался в стоящую у берега баржу. От такого сильного удара маломерное судно фактически разрезало на две части. Четверо человек погибли сразу, еще четверо травмированы. Среди них был трехлетний мальчик, который получил черепно-мозговую травму. Мама ребенка, к сожалению, погибла.
«Информация поступила от очевидцев. Столкновение произошло на левом берегу реки Черной. Первую помощь пострадавшим оказывали свидетели трагедии и сотрудники спасательного центра. Когда все службы прибыли на место, были извлечены тела погибших, пострадавшие госпитализированы в больницу. На месте работало около 50 человек личного состава спасательных служб, около 15 единиц техники», – рассказал исполняющий обязанности начальника управления ГО и ЧС администрации Сургута Андрей Рачев.
По факту происшествия Уральское следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».
Сейчас ведется проверка. Следователи допрашивают свидетелей, выясняют, кто был за штурвалом катера, его техническое состояние, были ли включены световые сигналы, кто владелец маломерного судна, а также наличие у него лицензии на право перевозки пассажиров и документов, но пока от официальных комментариев воздерживаются.
А был ли порядок?
Новости о том, что в том или ином уголке гибнут на воде люди, то и дело появляются в СМИ региона. Почему так происходит, в чем причина? По данным Центра Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), основными видами правонарушений на воде являются отсутствие удостоверения на право управления маломерным судном, регистрации и освидетельствования техники, нарушение правил движения по судовому ходу, нахождение судоводителя и пассажиров без спасательных жилетов.
Но есть и еще один аспект, который является показательным. Как признаются судоводители, выезжая на речку, встретить там инспектора ГИМС можно нечасто.
«За пять лет моей работы за штурвалом катера я ни разу не встретил инспекторов, которые проверили бы документы, провели со мной беседу о правилах безопасности на воде», – делится подробностями житель Ханты-Мансийского района Федор Петренко (фамилия изменена по желанию героя).
Как в доверительном разговоре сообщил сотрудник МЧС, проблема в неукомплектованности кадрами, попросту некому работать и выполнять свои прямые обязанности, не хватает автотранспорта и патрульных судов. Но тем не менее в том же Ханты-Мансийске рейды инспекторов ГИМС проходят регулярно. А в Сургуте к инспектированию привлекают и добровольные дружины.
«Одной из основных причин ЧП на воде являются нарушения правил эксплуатации маломерных судов»
По информации на официальном сайте МЧС России, с целью профилактики происшествий на маломерных судах сотрудники Центра ГИМС по Ханты-Мансийскому округу за период летней навигации провели 439 рейдов и патрулирований, по результатам которых было составлено 550 протоколов об административных правонарушениях. За нарушения правил плавания судоводители оштрафованы на общую сумму более 1 млн 200 тыс рублей.