В прошлом году югорчане отдали мошенникам почти 800 млн рублей. Такую статистику привели в окружном УМВД. Данных о том, насколько обогатились преступники в году уходящем, пока нет – впереди праздники, специфические схемы отъёма денег мошенники только запускают в работу. По данным на сентябрь, кошельки югорчан уже похудели на 500 миллионов.
Убедительный обман
В уходящем году самым доходным для мошенников днём можно считать 27 октября – преступники выудили у югорчан более 10 млн рублей. А годовую пальму первенства по доверчивости можно присвоить жительнице Сургута. Она взяла кредиты в пяти банках. И в каждом её предупреждали о возможности действий мошенников. Но преступник оказался более убедительным. Как рассказали в УМВД России по Сургуту, он представился сотрудником Центробанка России, сообщил, что на имя женщины пытаются оформить кредит, и чтобы этого не произошло, нужно срочно взять встречный заём. Женщина сделала всё строго по инструкции. Обналичила взятые в кредит деньги, купила в салоне сотовой связи смартфон, сим-карту, прикрепила к номеру карту с виртуальным счётом и перевела на указанный мошенником счёт почти 6 миллионов…
В этом году полицейские зарегистрировали в автономном округе несколько новых схем. Одна из них работает так: в браузере всплывает окно с информацией, что пользователь якобы посещал запрещённый сайт и теперь обязан заплатить штраф. Номер счёта для перевода прилагается. Жертвой ещё одной новой схемы стала пенсионерка из Нягани. Мнимые сотрудники банка предложили ей перевести в реальные деньги накопленные бонусы. Почему бы и нет, решила женщина и назвала мошенникам данные своей карты для перевода средств и код, который пришёл по смс. Доверчивость обошлась пенсионерке более чем в 200 тысяч рублей. Несколько югорчан установили на свои телефоны фитнес-приложение BetterMe и оплатили подписку банковскими картами. А потом им начали приходить уведомления о списании денег. Дорого обошлись такие занятия молодой вартовчанке: мошенники списали с её счёта 180 тысяч рублей.
Банк CVV-код не спрашивает
Войну злоумышленникам силовики объявили по всем фронтам. Считают, что в борьбе с мошенниками как никогда важна объяснительная работа. К полицейским подключились банковские работники.
«Сценарии всё время меняются. Золотое правило: не совершать необдуманных поступков, не торопиться. Не паниковать, не сообщать никому свои паспортные и банковские данные. При любом сомнении нужно перезванивать в свой банк. Но! Номер, по которому нужно звонить, написан на обратной стороне вашей карты. Никогда не перезванивайте мошенникам. Банк никогда не запрашивает данные банковской карты», – напоминает зам. начальника отдела безопасности одного из банков Алексей Нохрин.
Для получения приза не требуется сообщать CVV-код карты или брать кредиты
Срок действия карты, код из трёх цифр на обратной стороне, логин и пароль от онлайн-банка и мобильного приложения, коды и пароли из СМС и push-сообщений тоже никому нельзя называть. Вам ни с того ни с сего позвонил незнакомец, завёл разговор о ваших деньгах и попросил эти данные? Будьте уверены: это мошенник. «Мошенники используют социальную инженерию. Они нас торопят, запутывают, не дают времени опомниться, перезвонить в банк», – уточняет Нохрин.
Чтобы защититься от мошенников, можно ограничить свои банковские онлайн-операции. Например, установить лимит денежного перевода – не более 10 тысяч рублей в месяц. Эксперты считают, что это поможет сократить число дистанционных преступлений.
Каких уловок ждать
Впереди новогодние праздники – идеальное время для обмана. В этот период юристы отмечают три самых популярных схемы мошенничеств. Первая – рассылка о победе в розыгрыше. «Для получения денежных средств или приза не требуется сообщать кому-либо срок действия карты и её CVV-код или брать кредиты», – отмечает заслуженный юрист России Иван Соловьёв. Вторая схема – создание копий сайтов по продаже новогодних украшений. «У меня есть любимый сайт новогодних игрушек. На днях хотела купить там кролика – символ года, но заметила, что в адресе сайта одна буква не та. А опечаток-то здесь быть не может! Поняла, что сайт-дубль», – поделилась историей Анна Бут из Ханты-Мансийска.
Цель мошенников – получить логин и пароль для доступа к личному кабинету жертвы на сайте супермаркета или получить деньги, а товар не предоставить. Безопаснее посылки с наложенным платежом.
Ещё юристы предлагают обратить внимание на общение с продавцом. Он предложил продолжить переписку в мессенджере? Это мошенник. Скоро начнёт работать и третья схема – звонки с просьбами оплатить долги и получить бонусы за рабочий стаж.