С началом периода чистой воды стал пополняться список погибших на югорских реках людей. А ведь ещё купальный сезон не начался. Рыбаки и охотники, просто неосторожные любители отдыха на воде – почему с ними случается беда?
Прямой путь на тот свет
25 мая двое рыбаков плыли по протоке Горной на лодке. В баке закончился бензин. Кое-как пристали к берегу. Но не к тому, где находилась избушка. Решили добраться до неё вплавь. Ширина протоки в этом месте около 20 метров. Один доплыл. Второй не справился с течением и утонул.
Протяжённость водных путей в Югре – более 5,5 тысячи км при плотности населения 3,3 человека на квадратный километр с учётом городов. Если плыть по реке, расстояние между населёнными пунктами – как от Берлина до Парижа, не без основания шутят местные. Попав в чрезвычайную ситуацию, на воде помощи можно ждать сутками.
«В советское время были оживлённые грузовые перевозки. Люди ездили на моторках на рыбалку-охоту, за покупками, в гости к родне. Сейчас этого нет. Моторки заводят только по крайней необходимости – и горючка дорогая, и штрафы за нарушения повысили. Каждый судоводитель должен как «Отче наш» знать правила плавания, избегать движения в штормовых условиях, при плохой видимости, тем более в тёмное время суток, когда и фарватер, и береговой ландшафт становятся неузнаваемыми, – говорит руководитель Берёзовского инспекторского отделения ГИМС Леонид Нигматуллин. – Вспоминается случай, когда судоводитель, управляя в темноте небольшим катером, решил пересечь судовой ход, не заметив, что по нему движется грузовое судно «Ленанефть». Судовладелец передоверил управление малоопытному коллеге. В итоге произошло столкновение. Катер затонул, два человека погибли, одного спасли. Катер с глубины 15 метров подняли водолазы».
Находясь вблизи водоёма или на воде, не стесняйтесь делать замечания, если считаете, что нарушаются правила безопасности.
Умение плавать не выручит
С окончанием запретов на рыбалку число введённых в эксплуатацию судов будет нарастать, а их на учёте в ГИМС Югры – более 33,5 тысячи.
«Владельцы судов стали больше обращать внимания на безопасность при перевозке пассажиров. Народ понимает, что при путешествии на воде может случиться так, что и умение плавать не выручит. Сейчас идёт активное обновление маломерного флота. Судов советской постройки на учёте всего около 30%. Многие стараются купить современные лодки из ПВХ, причём часто выбирают двигатели мощностью до 10 л. с. – при эксплуатации таких не требуется наличие удостоверения на право управления маломерным судном», – поясняет ситуацию руководитель патрульной группы Нижневартовского инспекторского отделения ГИМС Дмитрий Горбунов.
В прошлом году на водных объектах Югры было зарегистрировано 48 происшествий, в результате которых погибли 42 человека, в том числе 5 несовершеннолетних. Спасено 29 человек. Среди основных причин гибели людей – происшествия с маломерными судами; купание в необорудованных местах. В 5 случаях утонувшие находились в состоянии опьянения – это 46% от общего числа погибших при купании. Во время рыбалки упали в воду и погибли 2 человека, при неизвестных обстоятельствах – 7.
В этом году, по состоянию на середину мая, в регионе зарегистрировано уже 15 происшествий на воде. Погибли 12 человек. Из исторических источников известно лишь об одном персонаже, ходившем по воде аки посуху, – никому более проделать подобное не удавалось. Поэтому, находясь вблизи водоёма или на воде, не стесняйтесь делать замечания, если считаете, что нарушаются правила безопасности. Сказанное вовремя слово может спасти чью-то жизнь.