Четырнадцать миллионов рублей похитили телефонные мошенники у сургутянина в конце августа. Как стало известно полицейским, киберпреступники «вели» его, внушив, что он участвует в операции ФСБ. Только после того, как наш земляк набрал кредитов и перевёл деньги на чужой счёт, он понял, что попался на удочку мошенников.
Жизнь не учит...
Такие происшествия стали обыденностью. Наверное, каждому из нас хотя бы раз звонили лже-сотрудники полиции, банков, ФСБ, учреждений здравоохранения и госуслуг.
Да, преступники хорошо знают психологию людей, владеют искусством внушения и манипуляций – не все могут им противостоять. О том, как справиться с напастью, шла речь на народных обсуждениях в Ханты-Мансийске на минувшей неделе.
«За семь месяцев этого года ущерб от IT-преступлений составил 1 425 524 593 рубля, – отметил начальник отделения управления уголовного розыска УМВД России по Югре Павел Перепёлкин. – Зарегистрировано 5 984 преступления, совершённых с использованием IT-технологий, их удельный вес составляет 46,3% (в прошлом году – 43,7%) от всех криминальных деяний, зарегистрированных в автономном округе. В последние пять лет идёт постоянный рост».
Среди потерпевших граждане в возрасте от 20 до 55 лет: медики, педагоги, работники нефтегазового сектора, банков, предприниматели, имеющие высшее и среднее специальное образование. Даже экс-начальника управления авиации ФСБ недавно обманули на полтора миллиона рублей!
Ну и, конечно, часто обманывают пожилых людей.
«Основная причина – низкий уровень финансовой и технической грамотности населения, – уверены полицейские. – Граждане до сих пор не понимают, как работают банковские учреждения, как правильно пользоваться банковской картой и какие контрольные данные разглашать запрещено. Они не знают основных правил безопасности использования сети Интернет».
Что мы делаем не так?
Профилактика IT-преступлений ведётся постоянно.
Полицейские встречаются с трудовыми коллективами и общественниками, рассказывают, как не попасть на удочку мошенников. Для детей полицейские разработали методические рекомендации – их уже направили в окружной департамент образования, чтобы внедрить в школьную программу в старших классах.
Занимаются развитием финграмотности банки. «Это посты в социальных сетях, видеопроекты, такие как «Учимся говорить «нет» мошенникам», голосовой помощник. На нашем сайте можно пройти «Марафон кибербезопасности». Есть интересный проект – «Кибрарий». Это общедоступный портал знаний для развития киберграмотности населения», – пояснила региональный директор окружного отделения одного из банков Ольга Улитина.
На народном обсуждении речь зашла о том, что ещё можно сделать, чтобы достучаться до каждой потенциальной жертвы мошенников. Одной из первых активисты озвучили инициативу о создании просветительской программы на региональном телевидении, которая бы выходила регулярно и в одно и то же время.
Модератор, депутат Думы Югры Николай Заболотнев, предложил создавать видеоролики в формате коротких видео, в которых будут рассказывать истории людей, пострадавших от мошенников. Кстати, это предложение активно поддерживают общественники из разных территорий региона.
46,3% от всех криминальных деяний в нашем регионе составляют именно IT-преступления.
«Все банковские операции по оформлению документов проводятся в режиме онлайн. Этим сейчас и пользуются мошенники, – подчеркнул Николай Заболотнев. – И поэтому одна из основных наших задач – ввести дополнительные возможности для верификации действий людей. В частности, когда ту или иную операцию пользователя может подтвердить доверенное лицо или цифровой помощник».
Возможно, инициативы общественников по профилактике кибермошенничества будут приняты во внимание региональными властями, правоохранителями и воплотятся в жизнь. Ведь проблема киберпреступности остра как никогда – 46,3% от всех криминальных деяний в нашем регионе составляют именно IT-преступления.