За первые полгода жители Югры в результате краж и мошеннических действий, совершённых дистанционно с использованием сети Интернет и мобильной связи, потеряли 1 миллиард 280 миллионов рублей. В Ханты-Мансийске на днях старушка перевела телефонным мошенникам более 900 тысяч рублей, а еще миллион отдала курьеру-женщине. Выяснилось, что «пособница» сама оказалась жертвой аферистов. Подробности – в материале ugra.aif.ru.
И такое бывает
В полицию обратилась 82-летняя жительница столицы Югры. Пенсионерке позвонили неизвестные и представлялись сотрудниками Центробанка. Они рассказали, что её сбережения пытаются похитить. Тогда югорчанка обналичила 2 миллиона 53 тысячи рублей. Одну часть суммы она перевела мошенникам, другую отдала курьеру в парке. Оперативники начали поиски «пособницы» мошенников. В короткие сроки личность женщины была установлена. Ей оказалась 69-летняя местная жительница.
Позднее выяснилось, что югорчанку тоже обманули мошенники. Ей позвонил оператор услуг сотовой связи и предложил продлить договор услуг, а затем с ней связался сотрудник ФСБ. Он предупредил, что горожанка общалась с аферистами, которым предоставила доступ к личному кабинету портала «Госуслуг». За время общения с мошенниками женщина перевела им почти 2,5 миллиона рублей. Когда она забирала деньги у 82-летней потерпевшей, то думала, что помогает и ей спасти свои средства.
Югорчанка даже чуть не лишилась квартиры. Аферисты сами связались с риэлтерским агентством и курировали сделку под предлогом, что недвижимостью хотят завладеть третьи лица. В короткие сроки был найден покупатель. 2 500 000 рублей потерпевшая должна была отправить на «безопасные счета». Сотрудники полиции предотвратили перевод средств. Следователи возбудили уголовные дела.
Денежный поток
«Звонки от мошенников поступают постоянно: уже звонили и сотрудники безопасности банка, и сотрудники Центробанка, майоры министерства внутренних дел, капитаны ФСБ. Я всегда говорю: «Если у вас есть вопросы, пригласите на личную встречу к вам в офис». После этого разговор всегда прерывается», – рассказывает сургутянка Мила Казарина.
Но далеко не все жители Югры отличаются такой осторожностью. По данным окружного УМВД, количество дистанционных краж и мошенничеств за шесть месяцев 2024 года резко увеличилось. Как подсчитали в региональном главке, ежедневно жители автономии пополняют карманы аферистов на 7 миллионов рублей.
Полицейские стремятся к тому, чтобы каждое такое преступление было раскрыто. «Для борьбы с дистанционными преступлениями увеличен штат специализированного подразделения. Сотрудники ведомства взаимодействуют с банками и принимают совместные меры по блокировке «сомнительных» операций со счетами граждан. В трудовых коллективах Югры проводится точечная профилактическая работа. Оперативники чаще выезжают в служебные командировки для задержания подозреваемых», – сообщил на пресс-конференции в Ханты-Мансийске начальник УМВД РФ по Югре Сергей Ветохин.
Однако аферисты тоже не дремлют и чуть ли не ежедневно придумывают новые схемы обмана людей, выманивая у них крупные суммы денег.
Обратная сторона стабильности
Чаще всего жертвами мошенников становятся жители крупнейшего города региона – Сургута. За прошедшие полгода сургутскими полицейскими зарегистрировано 865 имущественных преступлений, совершённых дистанционным способом. Это на 19% больше, чем в прошлом году. А вот причинённый материальный ущерб увеличился больше чем в два раза: если за 6 месяцев 2023 года мошенники выманили у сургутян 137 миллионов 741 тысячу рублей, то за тот же период 2024-го жители экономического центра Югры потеряли уже более 300 миллионов рублей.
Нередки случаи, когда ущерб потерпевшего исчисляется миллионами рублей
Экономический центр Югры всегда привлекал нечистых на руку людей: крупные предприятия, хорошие заработки, возможность иметь накопительные счета – есть чем поживиться. Но такого масштаба дистанционных краж и мошенничества не припомнят даже полицейские с большим стажем.
«Если раньше это были единичные случаи и, как правило, на уловки мошенников попадались люди старшего возраста, то сейчас с заявлениями приходят целыми семьями, – рассказывают сотрудники УМВД по г. Сургуту. – Причём люди не только переводят свои накопления, но и влезают в кредиты. Нередки случаи, когда ущерб потерпевшего исчисляется миллионами рублей».
Нет предела хитростям
«Развод» доверчивых пенсионеров, не всегда владеющих компьютером, остался в прошлом. Теперь всё чаще на удочку аферистов попадаются люди, которые сами давно на ты с цифровыми технологиями. Например, в Сургуте среди потерпевших всего 109 – люди пожилого возраста, остальные – около 700 пострадавших – сотрудники бизнес-структур, нефтегазовой отрасли, работники образования и здравоохранения.
Мошенники умело действуют, используя всё более изощрённые методы психологического воздействия. Жертвы злоумышленников инвестировали денежные средства, покупали товар на специально созданном мошенническом сайте, переводили денежные средства на «безопасные счета», платили за помощь в оформлении кредита. Причём делали это сами, совершенно сознательно и добровольно.
Полицейские надеются, что ситуацию сможет переломить вступивший недавно в силу закон об ответственности банков за переводы средств на счета мошенников. «Теперь банки собственным рублём будут отвечать и возмещать клиентам деньги, если не приостановили на два дня сомнительный перевод на счета злоумышленников. Реквизиты таких счетов содержатся в нашей базе данных. Они постоянно пополняются, и у всех банков есть доступ к этим сведениям», – объяснили в Центробанке РФ.
Впрочем, правоохранители не сомневаются, что аферисты придумают новые уловки. К примеру, недавно в Подмосковье и в Тюменской области появилась очередная новация: мошенники воруют персональные данные пользователей портала «Госуслуги» под предлогом замены электросчётчиков. Лжеэнергетики просят продиктовать им номер СНИЛС или назвать код, поступивший абоненту в СМС-сообщении якобы для занесения в электронную очередь. Получив желаемое, злоумышленники взламывают личный кабинет жертвы и оформляют на её имя кредиты.
Цифры
В прошедший уикенд с 2 по 4 августа жители округа поставили антирекорд – перевели мошенникам 45 миллионов 989 тысяч 925 рублей. Из этой суммы 20 миллионов 136 тысяч 968 рублей потерпевшие оформили в кредит.
Всего за первые августовские выходные полицейские Югры зарегистрировали 60 мошенничеств и краж, совершённых с использованием IT-технологий.
Важно знать
- Центробанк работает только с юридическими лицами.
- Сотрудники любого банка никогда не будут звонить клиенту (в т.ч. в мессенджерах) и предупреждать его о каких-либо «подозрительных» операциях, переводах, движении по счетам клиентов.
- Не существует «безопасных» счетов, ячеек и т.д.
- Сотрудники правоохранительных органов, служб безопасности банков не привлекают граждан для каких-либо операций по раскрытию преступлений, разоблачению преступников и т.д. Сотрудники банков не переключают разговоры на сотрудников служб безопасности, правоохранительных органов и т.д. И наоборот.
- Сотрудники правоохранительных органов никогда не отправляют фотографии служебных удостоверений, никогда не сообщают по телефону о том, что в отношении человека возбуждено уголовное дело, и не отправляют фотографии «уголовных дел»!
Во всех случаях подозрительных звонков не вступать в разговор! Даже если звонившие будут угрожать возбуждением уголовного дела, доставлением в полицию, ФСБ и т.д. Если звонок «из банка», перезвоните сами на горячую линию банка (он указан на обратной стороне банковской карты). Если звонок по поводу родственника, попавшего в ДТП, перезвоните ему, его близким.