На прошедшей неделе крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» столкнулась с хакерской атакой. В результате были отменены или задержаны десятки рейсов. Ущерб аналитики оценили в миллионы долларов. Это не первый и, очевидно, не последний случай сбоя рейсов. Эксперты заявили ugra.aif.ru, что пассажиры должны быть внутренне готовы к подобным стрессовым ситуациям, чтобы выйти из них без потерь.
Приметы времени
Жительница Ханты-Мансийска Ольга Покровская с сыновьями планировала провести отпуск в Калининграде. Накануне вылета ей пришло оповещение, что рейс отменён. «Официально нам не сообщили причину, но предложили поменять билеты на другие даты или забрать деньги. Мы выбрали второе. В итоге потеряли стоимость брони гостиницы и не получили радостных эмоций от отпуска. Но уж лучше быть дома, чем спать с детьми в Шереметьево «на коврике» в ожидании своего рейса», — считает Ольга.
Проблемы возникают не только из-за хакерских атак. «Стали частенько отключать мобильный интернет, а мы без телефонов как без рук. По QR-коду расплачиваемся в кафе и магазинах, по городу передвигаемся с онлайн-картами, даже документы храним в электронном виде на «Госуслугах». И любой сбой приводит к панике», — рассуждает Оксана Ведерникова из Сургута.
Ещё одна примета времени — угроза прилёта вражеских дронов. По сути, в любой момент в аэропорту может быть введён план «Ковёр». В этом случае все находящиеся в небе воздушные суда должны немедленно совершить посадку. Подобные ситуации уже были в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах.
Если задержали рейс
Роспотребнадзор напоминает пассажирам, что при задержке рейса они вправе отказаться от перелёта и потребовать у авиакомпании или агрегатора, у которого покупали билеты, возврата денег. Это право распространяется и на так называемые невозвратные билеты.
В течение шести месяцев можно обратиться в компанию-перевозчик с письменной претензией на возмещение убытков, связанных с задержкой рейса: за сорванные экскурсии, отдых в отелях и т.д. Главное — предъявить копии документов, подтверждающих, что вы понесли расходы. Если перевозчик отказывает или молчит – нужно обращаться в суд.
Можно попытаться минимизировать потери, приобретя при покупке билетов страховку от невылета или задержки рейса. Но чаще всего она работает, если самолёт не поднялся в небо по вине компании или из-за плохой погоды. План «Ковёр» считается форс-мажорным обстоятельством и не является страховым случаем.
Семья Емельяновых из Сургута слетала в отпуск на море в начале июня вполне удачно. «Мы готовились к форс-мажору и купили транзитные билеты одной авиакомпании на официальном сайте. Причём с большим ожиданием в Москве — 18 часов. Предполагали, что могут быть задержки. Добрались до места отдыха и обратно без помех», – рассказывает сургутянка Ксения Емельянова. Ещё путешественники с опытом советуют распечатывать свои документы и билеты, брать с собой наличные деньги.
Комментарий
Полина Кокорина, медицинский психолог:
— Мы живём в хроническом стрессе. Чтобы адаптироваться в этом быстро меняющемся мире, необходимо развивать несколько важных навыков: вырабатывать психологическую гибкость, повышать эмоциональный интеллект и развивать элементы позитивного мышления.
Если произошла непредвиденная ситуация, важно не паниковать. Наш мозг плохо работает на пике эмоций, и неважно, негативные они или позитивные. Самый быстрый способ стабилизировать своё состояние – дыхательная гимнастика: выдох в два раза длиннее, чем вдох. Достаточно 15 минут. Психологическая гибкость подразумевает возможность допустить альтернативные пути выхода из ситуации, анализ обстоятельств, при котором понятно, на что человек может повлиять, а на что нет. Например, если отключен мобильный интернет, можно пользоваться Wi-Fi, скачать заранее карты города, записать телефоны такси, взять с собой банковскую карту или наличность. Ну и развивать позитивное мышление — учиться видеть в любой ситуации хорошее и полезное. Например, если бы не отключали интернет, могли бы прилететь дроны…