В Нижневартовске открылся очередной торговый центр, который обещал не уступать по своим масштабам сургутским моллам. Но всё же уступил - резюмируют вартовчане. В магазине почти не представлены популярные бренды одежды, и жители города по-прежнему отправляются на шопинг в Сургут. Зато немалую часть площадей здесь занял очередной продуктовый гипермаркет под федеральным брендом. И это нанесло новый удар по малому бизнесу города. Но, судя по всему, владельцы маленьких магазинов уже устали бороться за выживание.
Нельзя не пустить
Не прошло и трёх лет с тех пор, как местное бизнес-сообщество открыто заявило, что «федералы» вытесняют «малышей», и потребовало от окружных властей вмешаться. Напомним, что пик недовольства «сетевиками» пришелся на 2013 год. Тогда, во время встречи с бизнес-омбудсменом Ольгой Белоножкиной нижневартовские предприниматели вели речь о чуть ли не массовом закрытии торговых точек шаговой доступности. Крупные игроки рынка вполне могли себе позволить продавать товар дешевле или даже, в некоторых случаях, в убыток. Логично, что жители города сделали выбор в пользу новых гипермаркетов. Натерпелись от нашествия ритейлеров и местные товаропроизводители. Покупать их товары федералы не отказывались, однако выставляли невыгодные условия.
На сей раз, предприниматели уже не поднимают шума, очевидно, осознав бесперспективность борьбы за выживание. Единственная структура, которая теоретически может остановить наступление федералов, - Федеральная антимонопольная служба. А она претензий к сетевикам не имеет. По данным заместителя руководителя УФАС по Югре Василия Иванова, в минувшем году было зарегистрировано всего два обращения на действия сетевых компаний. Жалобы написали предприниматели из Сургута и Лянтора. Однако специалисты ведомства нарушений не обнаружили. Например, доля сети «Магнит» на продуктовом рынке в Югре составляет всего 7,3%. По закону, ограничить компанию, например, в приобретении или аренде дополнительных торговых площадей можно только в том случае, если она занимает четверть рынка.
Между тем, развитие малого и среднего бизнеса приносит доход не только его владельцам. Создаются новые рабочие места, и, что важно, «малыши» обеспечивают приток налоговых поступлений в местную казну. Ритейлеры же платили и до сих пор платят налоги по месту своей регистрации. Депутат нижневартовской думы Сергей Землянкин неоднократно предлагал выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень: пусть крупные игроки платят налоги с квадратного метра и по месту нахождения объекта:
«Сегодня, если площадь торгового зала не превышает 150 квадратов, налог платится, исходя из квадратуры, вне зависимости от места регистрации предприятия. А почему нельзя применить аналогичный закон, даже если торговая площадь «сетевика» 1000 квадратов? Я никак не могу получить ответ на этот вопрос. Значит, кто-то лоббирует интересы транснациональных компаний?»
Однако в администрации уже не раз отвечали на подобного рода выпады. В конце концов, многие местные бизнесмены сами продали «сетевикам» торговые площади. Сити-менеджер Алла Бадина утверждает, что закрыть город от прихода федеральных сетей невозможно, а местным предпринимателям никто не мешает участвовать в аукционах на земельные участки под строительство торговых центров.
Ищите фишку
Владелец небольшой торговой точки в Нижневартовске Артур Аббасов признаётся, что, несмотря на близкое соседство с гипермаркетом, от нехватки покупателей он не страдает. Жители микрорайона приходят к нему за хлебом, сметаной, выпечкой. Покупают кое-что из мясной продукции - то, чего не продают в сети. И даже фрукты-овощи, которые по цене выше, чем в большом магазине, люди покупают здесь - качество выше.
Представители самых разных структур не отрицают, что малому и среднему бизнесу сегодня трудно. Однако специально его никто не давит. Более того, руководитель уральского представительства Агентства стратегических инициатив Даниил Мазуровский сообщил, что Югра создает самые комфортные в УрФО условия для ведения бизнеса. А по некоторым пунктам автономия вошла в десятку лучших по России.
Тем не менее, факт остаётся фактом - местные магазины неуклонно теряют выручку. Особенно это бросается в глаза в Ханты-Мансийске. Жители югорской столицы замечают, что с приходом в город «Райта», «Магнита», «Ленты» их родной «Югра-торг» чувствует себя неуверенно. Не говоря уже о более мелких торговых точках. Едва влачит существование и городской рынок.
Сегодня Югре, в отличие от большинства регионов России, приходится сталкиваться в новыми торговыми реалиями. Ведь исторически здесь не было крупных магазинов. Но теперь сетевики добрались до «северов». Всё идёт к тому, что малому бизнесу предстоит окончательно пересмотреть свои подходы к работе, ориентируясь не на массовые продажи, а на уникальный ассортимент.
«Я не понимаю, какой сейчас смысл «сталкивать лбами» гипермаркеты и мелкие магазины. У всех своя функция, - рассуждает вартовчанин Пётр Левшин. - Если надо продукты на неделю закупить, я еду в большой магазин. А если хлеба и молока после работы взять - заскочу в маленький возле дома».
Вопрос лишь в том, сможет ли этот маленький магазин выжить.
Подстроиться под рынок
Сергей Великий, депутат думы Югры:
- Даже в непростой экономической ситуации округ продолжает поддерживать «малышей». Более того, антикризисный план включил в себя новые механизмы поддержки - от грантов и снижения арендных ставок до налоговых каникул для начинающих бизнесменов. Например, в рамках нижневартовской муниципальной программы на 2016-2020 годы, разработана система мероприятий по созданию благоприятной среды для развития предпринимательства. На эти цели только из городской казны направят свыше 43 млн рублей.
Сегодня называть заход федеральных сетей в Югру проблемой уже не следует. Те, кто умеет подстраиваться под рынок, пользуется инструментами, которые дают закон и госпрограммы поддержки, остаются в бизнесе. Окружные власти помогают решить вопросы с недостатка собственных средств, минимизируют сложности в получении кредитов, помогают решить вопрос с имущественной базой и даже повышением квалификации кадров. И всё это даёт «малышам» неплохие преимущества.
Мнения из социальных сетей
«Есть здоровая конкуренция, когда побеждает тот, к кому больше народа идет за покупакми. А это следствие того, что он предлагает именно то, что покупателям нужно» (Антон).
«Всё, время маленьких лабазов ушло в прошлое, надо это ясно и чётко понимать. Революция высоких технологий, а не злая воля власти уничтожает малый торговый бизнес. Надо перестраиваться или бросать свою торговлю и гибко обучаться другим ремёслам. Кто знает, возможно через 30 лет и гипермаркеты умрут, а вы будете сидеть у компа и заказывать всё прямо на дом, с доставкой» (Николай).
«Я вижу выход только в волевом решении властей, направленном на развитие малого бизнеса. Но его не поднимают, а только гнобят и обкладывают бумагами. Стране не нужна деловая активность населения» (Ольга).
«В гипермаркетах повсеместно низкое качество обслуживания покупателей. Поэтому продавцам маленьких магазинов нужно стать эталоном благожелательного отношения к покупателям. Пускай заучивают как зовут по имени-отчеству постоянных покупателей. И улыбаются, улыбаются, улыбаются» (Алексей).
Покупай локальное
Александр Калинин, президент общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России»:
- Сегодня бизнес вынужден работать в условиях сжимающегося рынка и растущих издержек. Естественно, в такой ситуации он будет частично уходить в тень. Если мы хотим изменить ситуацию, мы должны осознанно делать растущие рынки и падающие издержки. Как это сделать?
Мы должны культивировать новую модель рынка под названием «Покупай локальное». И это должна быть осознанная региональная политика. Посмотрите на Европу. Там, например, никто не пьет привозное пиво. Пьют только местное, потому что оно лучше, свежее. Это как раз пример локального рынка. И таких локальных рынков в нашей стране много – молочные продукты, ягоды, варенье, рыба. Именно такие локальные рынки могут помочь расти малому бизнесу в сотнях российских муниципалитетов. И на этом можно строить принципиально новую экономику.
Теперь о снижении издержек. Впервые за много лет этот вопрос включен в государственную повестку. Есть налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей, есть у регионов возможность снижать ставку по «упрощёнке». Но к этому тоже нужно подходить осознанно. Если мы людям постоянно создаём дополнительные издержки, но при этом призываем их активно развиваться – это неправильно! Нужно переоценить тот пакет административных барьеров, которые уже созданы и которые планируется создать.
Я вспоминаю 90-е годы. Тогда экономические процессы шли очень активно, потому что в малый бизнес пришли большие массы людей. А сегодня у нас есть большой резерв по привлечению в экономику молодежи, которая может принести в малый бизнес знания, задор, патриотизм.