Примерное время чтения: 6 минут
5433

Почему заморожено строительство новой дороги из Югры на «большую землю»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ-Югра 11/05/2016

Жители западных районов Югры давно ждут новой дороги на юг Тюменской области. И, судя по всему, ждать придётся ещё долго. Проект застопорился. И очень хочется надеяться, что временно.

Кто пойдёт навстречу?

Власти Югры временно приостанавливают проект строительства дороги, которая позволила бы проехать на «большую землю» через Урай, Междуреченский, Мортку, Нижнюю Тавду. Впрочем, винить в этом окружное правительство нельзя - свои обязательства Югра выполняет. Сегодня дорога уже построена до железнодорожной станции Тынкуль. А в 2017 году её планируют дотянуть до посёлка Куминский. Для этого нужно построить 35,4 км основной дороги и 6,1 км подъезда к самому посёлку.

Кстати
Сегодня в Югре разрабатывается ещё несколько крупных проектов по строительству дорог. Один из приоритетных - дорога «Унъюган - Коммунистический», которая позволит спрямить путь от Советского до Нягани. Также сейчас проектируется дорога «Приобье - Игрим». В этом году правительство округа планирует принять принципиальное решение о начале работ по строительству дороги на северо-запад Югры - от Игрима до районного центра Берёзово и дальше до посёлка Саранпауль. Это крупный и сложный проект, который округ может потянуть только при участии частного инвестора, заинтересованного в освоении ресурсов Приполярного Урала.

Куминский, где живут около 2800 человек, - последний югорский населённый пункт на этом направлении. Строить дорогу дальше - до границы региона - имеет смысл только в том случае, если соседи будут делать то же самое со своей стороны.

«Если тюменцы одновременно будут идти нам навстречу, мы продолжим строительство дороги до границы с Тюменской областью. Если они не найдут такой возможности, то естественно, поскольку после Куминского югорчане уже не проживают, мы остановимся», - говорила осенью 2015 года губернатор Югры Наталья Комарова на встрече с жителями Кондинского района.

С тех пор прошло полгода, и приходится констатировать - власти Тюменской области пока не могут сказать, продолжат ли они строительство в обозримом будущем.

Заместитель председателя Тюменской областной думы Геннадий Корепанов недавно прямым текстом заявил, что строительство дороги из Тюмени в Югру через Нижнюю Тавду находится под угрозой срыва.

«В прошлом году правительство автономного округа выделило на это 300 миллионов рублей, не освоено ни копейки, - возмутился депутат. - В этом году выделяется больше миллиарда. Но подрядчик - компания «Аэродромдорстрой» - ничего не делает, работы идут ни шатко, ни валко».

Средства выделяются по программе «Сотрудничество» - общей для трёх регионов «матрёшки». А заказчик работ - Главное управление строительства Тюменской области. Получается, что Югра, частично финансируя строительство, не может в полной мере его контролировать.

Стоит ли лезть в болото?

Подрядчик действительно имеет весьма скандальную репутацию. Но проект буксует не только из-за него. На данный момент тюменцы привели в порядок дорогу до Нижней Тавды, построили мост через реку Тавду вместо паромной переправы, проложили дорожное полотно до села Кускургуль и… упёрлись в непроходимые Куминские болота.

«Толщина торфа там достигает семи метров. Для строительства дороги весь этот торф необходимо убрать и отсыпать основание дороги песком, - говорит начальник областного управления автодорог Андрей Ковалёв. - Через эти болота по проекту проходят три пусковых комплекса общей протяженностью 70 км, то есть строителям предстоит колоссальный объём работ».

Тем временем, свердловский «ГипродорНИИ» предложил другой вариант - проложить дорогу западнее, в обход болот, по территории Свердловской области. Тем более, что дорога от Тюмени до свердловской Тавды уже есть, нужно только её реконструировать. Да, в итоге путь получится длиннее примерно на 100 км. Но зато дешевле на 5 млрд рублей. Да и что такое 100 км по сравнению с 600-900-километровыми крюками, которые автомобилистам запада Югры приходится делать, чтобы добраться до Тюмени?

В общем, тюменцев такой вариант вполне устраивает. Югорчан - тоже. А вот Свердловская область никакой заинтересованности не проявляет. У свердловчан есть свой резон - какой смысл тратить деньги своего бюджета на то, чтобы сделать хорошо жителям соседнего региона? Тем более, они совсем недавно с грехом пополам «домучили» северную дорогу от Ивделя до югорской границы, с которой возились почти десять лет. А прямой путь в Кондинский район Югры - слишком дорогое и не слишком нужное свердловчанам удовольствие. Югра и Тюмень, наверное, рады бы подсобить соседям ради всеобщего блага, но закон не позволяет финансировать работы на территории другого региона.

Получается, что главам Югры, Тюменской и Свердловской областей прямой путь за стол переговоров. И, очевидно, без полпреда президента в УрФО тут не разобраться.

Что скажут соседи?

Дмитрий Шаповал, заместитель губернатора Югры:

- Сейчас контракт по строительству дороги «Куминский - Тавда» находится в стадии расторжения. Подрядчик не справился с проектом, появилась необходимость перераспределить ресурсы и подкорректировать проект. Мы вернемся к этому проекту, когда в рамках шестистороннего соглашения между субъектами Уральского федерального округа будут синхронизированы и подписаны планы по созданию опорной сети дорог и её интеграции в систему дорог Российской Федерации. В рамках этого соглашения нужно будет определиться, куда мы пойдем - на Нижнюю Тавду и Тюмень или на Тавду в Свердловской области. Соседи должны показать нам, что у них в плане по строительству дорог. Это принципиально для нашего округа и по затратам, и по срокам… В дальнейшем при строительстве мы планируем продолжать пользоваться инструментами концессии. Следующие крупные проекты будем реализовывать именно на таком принципе.

Горе-подрядчик

Евгений Ребякин, депутат Тюменской областной думы:

- В прошлом году на строительство этой дороги по программе «Сотрудничество» было выделено 300 миллионов рублей. Но, к сожалению, подрядчик практически ни рубля не освоил в течение целого года. Впрочем, не только нам так не повезло - эта фирма вела строительство разных объектов по всей стране и оказалась недобросовестной не только здесь, в Кондинском районе. В ноябре прошлого года руководителя этой фирмы-подрядчика арестовали в Москве - по подозрению в масштабном хищении средств при строительстве лётных зон московского аэропорта «Домодедово» и при реконструкции аэропорта «Кольцово» в Екатеринбурге.

В связи с этой ситуацией, мы с коллегами в Тюменской областной думе приняли решение о выделении на 2016 год из областного бюджета 1 миллиарда 300 миллионов рублей на продолжение строительства дороги. Перспективы 2016 года такие - участок от Тынкуля до Куминского и от Куминского до границы автономного округа и Тюменской области. В этом году было важно выйти на конкурс, найти дееспособных подрядчиков, которые смогли бы качественно и своевременно освоить эти деньги. Данная дорога значительно бы удешевила стоимость доставки продуктов и стройматериалов. Кроме того, многие жители Кондинского района могли бы более свободно выезжать в Тюмень, например, за более качественной медицинской помощью. Но… конкурс прошёл, и его вновь выиграла эта же самая компания. Тут, как говорится, «без комментариев».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах