Примерное время чтения: 4 минуты
70

Северный товарный поток. Бизнесмены Югры наращивают экспорт в другие страны

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ-Югра 26/02/2025
Югорские грузди.
Югорские грузди. / Максим Горковенко / АиФ

Несмотря на санкционное давление западных стран, югорский бизнес активно осваивает зарубежные рынки. Помимо прямых контрактов, с этого года наши предприниматели смогут размещать свою продукцию на площадке международных маркетплейсов.  

Нашли выход

Югорские товаропроизводители вышли на торговую платформу Amazon. Фонд поддержки предпринимательства «Мой Бизнес» разработал схему, которая помогает завоёвывать мировой рынок. Прежде всего это касается непродуктовой линейки товаров, лёгких и компактных, чтобы не платить лишнего за транспортировку. Продукцию завозят на склады компании в Европе и США, а оттуда она отправляется покупателям.   

«Это может показаться странным, но всё законно, всё реально. Американская компания продаёт наши товары в Америке и уже платит российскому юрлицу за сбыт. Наши предприниматели гибкие. Мы вообще страна, которая очень хорошо умеет адаптироваться к условиям, которые внешний рынок преподносит. Мы и здесь нашли выход из ситуации», – рассказал «АиФ» руководитель Центра поддержки экспорта Фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес» Виктор Чебаков. 

В прошлом году при поддержке фонда экспортные контракты заключили 22 субъекта малого и среднего предпринимательства. Примечательно, что 11 из них вышли на экспорт впервые. Общая сумма сделок составила 6,543 миллиона долларов (более 660 миллионов рублей).

На первый взгляд, выручка пока невелика, особенно если сравнивать с нефтегазовым сектором. Но ведь зарубежные партнёры и потребители пока только открывают для себя югорскую продукцию. «Основной экспортный товар из Югры – это продукция лесопромышленного комплекса, которая включает пиломатериалы и другие виды древесины. Лес является одним из ключевых ресурсов региона, и его обработка и продажа на международных рынках – важная часть экономической стратегии округа», – сообщили в Центре поддержки экспорта.

Промышленная продукция занимает второе место по объёму экспорта. А на третьей позиции – продукты питания. Иностранцы уже распробовали югорские консервы из речной рыбы и продукцию из дикоросов.

Курс на юго-восток

Несколько лет назад югорские бизнесмены стремились покорить европейских потребителей, но после начала внешнего санкционного давления переориентировались на рынки дружественных стран. Сейчас основные партнёры для малых и средних компаний региона – это Казахстан, Узбекистан и, конечно, Китай.

«Мы видим потенциал Югры для экспорта продукции, в том числе органических продуктов из дикоросов. Округ продемонстрировал свои товары в Китае, и мы знаем, что уже заключены договоры поставки», – проинформировала заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.

Например, компания «Санта-Мария» из Нижневартовска, выпускающая рыбные консервы, буквально на днях приняла участие в международной выставке Gulfood в Дубае.

«С 2018 года наше предприятие экспортирует продукцию в Казахстан, с 2020 года – в Сербию на постоянной основе. В 2022 году были введены новые меры поддержки для предприятий-экспортёров, такие как экспортный кэшбэк и частичная компенсация транспортных расходов. Это позволило нам открыть ещё один рынок сбыта нашей продукции – Республику Азербайджан», – рассказала журналистам директор ООО «Нижневартовский рыбоконсервный комбинат «Санта-Мария» Ирина Дыбань. Северные деликатесы, отмеченные знаком «Халяль», заинтересовали потенциальных партнёров из ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и Египта. Перспективы заключения контрактов высокие, учитывая, что комбинат уже имеет опыт сотрудничества с исламскими странами.

Мы – страна, которая хорошо умеет адаптироваться к условиям, которые преподносит внешний рынок.

Комментарий

Денис Скрыганов, генеральный директор Фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес»:

– Стоит отметить устойчивый рост интереса югорских предприятий к экспорту в КНР и рост объёмов экспорта товаров. Так, за 2023 год объём экспорта составил почти 4,9 млрд долларов, а только за девять месяцев 2024 года объём экспорта превысил 5 млрд долларов. Сюда входит как сырьевой, так и несырьевой экспорт. Для субъектов малого и среднего бизнеса в фокусе как раз находится экспорт несырьевых товаров.    

Цифры

В 2024 году предприятия Югры экспортировали свою продукцию в 41 страну мира. В настоящее время 154 региональных компании направляют свои товары за рубеж. Для сравнения: в 2020 году таких компаний было 95. По итогам 2023 года Югра вошла в топ-5 регионов по эффективности институтов поддержки экспорта в стране.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах