Финансовые услуги могут быть разными: вклады, кредиты, страховки, денежные переводы, добровольные и обязательные накопительные пенсии. Но это услуги, а значит, права потребителя, который ими пользуется, защищает закон.
Если вы пришли в банк, чтобы получить кредит, вам должны дать полную и исчерпывающую информацию об этой услуге: на каких условиях вы можете досрочно забрать вклад, на какие случаи распространяется страховка, сколько именно вы заплатите за пользование кредитом. Задача и ответственность потребителя – внимательно прочесть договор и подумать над тем, что вы собираетесь подписывать.
Конечно, разобраться в таких документах бывает сложно. Но потребителя финансовых услуг защищают сразу несколько законов: о страховании вкладов, о потребительском кредите, об МФО и другие.
Нужно помнить, что счета и вклады граждан в банках застрахованы государством. Поэтому если банк обанкротится, потребитель получит страховое возмещение. Максимальная сумма по всем вкладам одного клиента на 2017 год составляла 1 400 000 рублей. Если ваши сбережения больше этой суммы, эксперты советуют хранить деньги в разных банках, подходить к вопросу выбора места вклада с особой тщательностью. Нужно иметь в виду, что на сберегательные сертификаты на предъявителя и обезличенные металлические счета страховка не распространяется.
Ещё один важный момент: заявку на выдачу кредита банки обязаны рассмотреть бесплатно. Полная стоимость кредита (в процентах годовых) должна быть указана крупным шрифтом в рамке на первой же странице договора. В первые две недели после получения занятые деньги можно вернуть, даже не предупреждая об этом кредитора, хотя проценты за прошедшие дни, конечно, придётся заплатить.
Но есть и услуги, которые законодательство регулирует довольно слабо. Например, по закону проценты по «займам до зарплаты» в МФО (микрозайм) не могут превышать сумму самого займа более чем в четыре раза. Но если вы попадёте в такую ситуацию, вряд ли вам покажется справедливой необходимость возвращать 50 000 рублей вместо 10 000 занятых.
Если ваши права нарушены, вы можете получить консультацию в учреждениях Роспотребнадзора или в консультационном центре прав по защите прав потребителей. При необходимости специалисты этих учреждений помогут составить иск.
Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных Роспотребнадзором Югры.