Примерное время чтения: 4 минуты
131

Слово как оружие. Журналисты обсудили, как победить в кибервойне

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ-Югра 07/12/2022
На данный момент распространено 13,2 млн фейков
На данный момент распространено 13,2 млн фейков pixabay.com

В Ханты-Мансийске прошёл форум журналистов «Информационный мир Югры». Два дня акулы пера и приглашённые эксперты обсуждали, как бороться с фейками, можно ли победить в гибридной войне и как бороться с клиповым мышлением. Подробности – в материале – ugra.aif.ru.

Одеяла смерти

Известный российский блогер и выпускник проекта «Мастерская новых медиа» Илья Гогуа рассказал участникам форума о гибридных войнах и кибервойне как методах социальной инженерии.

«Гибридная война – это когда люди не стреляют друг в друга, не запускают ракет. Они уничтожают противника без использования оружия. Такая война может протекать и в мирное время», – начал свою лекцию Илья Гогуа. Он привёл пример гибридной войны, которая велась несколько веков назад в Америке. Тогда под видом гуманитарной помощи коренным жителям нового континента – индейцам – дарили одеяла, в которые до этого были завёрнуты люди, больные корью. «В итоге: было 15–20 млн человек коренного населения Америки, а осталось 150 тысяч, живущих в резервации. И сейчас гибридная война тоже идёт. Это кибервойна. Посредством интернета и социальных сетей в сознание людей закладывается информация, которая заставляет их действовать так, как хочет социальный инженер», – объясняет Гогуа. Социальный инженер – это человек или группа людей, которые программируют людей на выполнение того или иного действия. «В данном случае в кибервойне социальным инженером выступает ЦРУ. Этой организации 75 лет, она была создана для борьбы с социалистическими странами. В мире есть основные организации, которые контролируют интернет. Microsoft, Amazon, Google, Meta (эта организация признана экстремистской и запрещена в России), IBM, Twitter (запрещённая в России соцсеть)», – рассказал Илья Гогуа.

По мнению эксперта, эти компании контролируют интернет, обеспечивают повестку и задают тренды, фейки, которым можно и нужно противостоять.

Как не стать жертвой?

Наши западные коллеги не гнушаются ничем, чтобы дестабилизировать страну и разрушить её изнутри с помощью фейков. «На данный момент распространено 13,2 млн фейков, фактов дезинформации, ложных сообщений, призывов к применению насилия в отношении россиян, русских во всём мире. По оценкам экспертов, на данную кампанию потрачено более 2,8 млрд долларов США», – рассказала глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. Всплеск фейковой информации произошёл в мире в 2020 году во время пандемии коронавирусной инфекции. По информации той же Лиги безопасного интернета, только за этот год в сети появилось более 15 тысяч фейков, связанных с недоверием к официальным источникам информации, медицине. «Нам нужно делать всё, чтобы противостоять фейкам. У нас есть целая редакция, которая занимается фактчекингом (проверкой информации).

Чтобы противостоять клиповому мышлению, надо развивать системное

Никто не выпустит непроверенную информацию», – поделилась опытом работы руководитель Управления продаж информационных продуктов ИА ТАСС Алиса Тимошенко. По мнению экспертов, верить фейкам склонны люди с клиповым мышлением. Оно присуще современному обществу. «Я отмечаю как журналист и мама двоих детей, что у современной молодёжи есть некоторые проблемы с восприятием большого количества информации. Им легче прочесть «Войну и мир» или «Отцы и дети» в сокращении, посмотреть видео в «Тиктоке» и составить некое поверхностное мнение о проблеме, проще освоить маленький пост в соцсети, желательно с фотографией, чем приличную аналитическую статью», – делится своими наблюдениями журналист Ксения Васильева. «Чтобы противостоять клиповому мышлению, надо развивать в себе системное мышление. Оно развивается тогда, когда мы перепроверяем факты, читаем дополнительную литературу и не доверяем первоисточнику сразу же. Так делают люди, которые стараются развиваться. Как ни странно, но очень большие потоки короткой информации заставляют нас верить в то, что нам сказали», – отмечает Илья Гогуа.

Эксперты от СМИ советуют прежде, чем поверить очередному странному утверждению из глубин интернета, попробовать его перепроверить. А ещё пользоваться официальными источниками информации и СМИ с хорошей репутацией.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах