Примерное время чтения: 10 минут
906

Надежда Фомина:«Учитель получает около 16 копеек за проверку одной тетради»

Михаил Мокрушин / РИА Новости

Свой первый урок учитель начальных классов Надежда Фомина проводила больше 35 лет назад. Тогда все было «по старинке» - написанные от руки планы, советские учебники, девочки в коричневых платьях с фартуками, мальчики в форменных костюмах. Прошли перестроечные 1980-е, затем и «лихие» 1990-е годы. Школьников снова переодели в форму, возвращаясь к традициям, но учат их теперь совершенно по-новому. О том, что изменилось в процессе преподавания, какие черты отличают нынешних учеников от советских октябрят и сколько учителям платят за проверку одной тетради, Надежда Фомина рассказала корреспонденту «АиФ-Югра».

- Как сильно изменились обязанности учителя за годы Вашей работы?

- Основная обязанность, разумеется, осталась неизменной – нужно учить детей, осваивать с ними школьную программу, начиная с азов. Сейчас у меня первый класс, мы с детьми учимся писать палочки и крючочки, запоминаем буквы. Взрослым кажется, что это элементарно. Да что там взрослые, даже второклассники так думают. А для ребенка, который только недавно пришел в первый класс, это целая наука – правильно держать ручку, соединять слоги в слова. И наука сложная, поэтому важно, чтобы детям было интересно. Каждый урок нужно придумывать что-то, что увлечет первоклашек. Раньше я рисовала разные плакаты, например, Незнайку или какого-нибудь другого литературного героя – говорила детям, что он пришел к нам на урок и будет учиться вместе с нами. Эти рисунки потом бережно хранились для следующего первого класса. Всю наглядность складывали в специальные папочки, учителя, которые выходили на пенсию, передавали свои плакаты «по наследству» молодым коллегам. Сейчас в этом плане намного проще: нужен Незнайка – скачай из Интернета и распечатай. А продемонстрировать что-то, например, какую страницу надо открыть и что на ней сделать, можно при помощи интерактивной доски – раньше нужно было пройти по рядам и каждому показать пальцем. Теперь остается только проконтролировать, чтобы все увидели показанное и поняли.

Школьный класс Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

- Сложно ли было привыкнуть к использованию новых технологий в обучении?

- Поначалу было непривычно пользоваться всеми этими приспособлениями, но, так как они делают нашу работу более комфортной, пришлось научиться. Сейчас привыкаем работать с электронным журналом. Знакомых многим бумажных тетрадей формата А4, которые нужно было беречь, как зеницу ока, больше нет – теперь все оценки хранятся в электронном виде. Родителям раздают пароли, чтобы они могли следить за отметками своего ребенка. За некоторое время до окончания четверти журнал уже показывает предварительную оценку ученика по предмету, и родители понимают, что ребенку, например, грозит «тройка», и нужно получить несколько «четверок» и «пятерок» для исправления ситуации. Итоговую оценку журнал тоже ставит сам, но в пользу ученика – 4,71 балла будет округляться до «пятерки». 

Кроме того, в электронном журнале, как и в обычном классном журнале раньше, указываются темы уроков – можно посмотреть, за что именно ребенок получил плохую отметку, какую тему стоит «подтянуть». И, конечно, отмечается домашнее задание. Дети иногда забывают, что задано, а в старших классах могут и специально не записать в дневник – в надежде, что делать не придется.

Электронный журнал, по сути, заполнять проще. В бумажном журнале, если кто-то из педагогов допускал ошибку – ставил не оценку не в ту клеточку или пропускал дату – приходилось переписывать все, начиная с сентября, причем заполнять документ по новой должны были все учителя, которые преподают в классе. С электронным таких проблем уже нет. Хотя учителя, которые привыкли работать «по старинке», считают, что заполнять журнал при помощи компьютера – сущее мучение.

- Много ли у современного педагога бумажной работы?

- Назвать эту работу бумажной теперь можно только с натяжкой – все выполняется в электронном виде. Но суть осталась прежней. Также надо разрабатывать календарно-тематическое планирование уроков, план родительских собраний на год, писать анализы контрольных работ. Все это требует времени. Кроме того, нужно проверить тетради – это еще несколько часов кропотливой работы. В этом плане труднее всего учителям начальных классов: 30 тетрадей по русскому языку, 30 - по математике, иногда вдобавок окружающий мир и чтение. Также сложно учителям русского языка и математики в средней школе, тем, кто ведет уроки сразу у нескольких параллелей. Другие предметники не так загружены тетрадями.

Фото: Аиф-Удмуртия / Мария Наумова

Несколько лет назад коллеги подсчитали, сколько учитель получает за этот труд. Получилось около 16 копеек за проверку одной тетради.

Кроме всего этого, сейчас в школах введены новые программы обучения, соответствующие федеральным образовательным стандартам. До недавних пор обучение велось совсем по другим программам, и теперь необходимо перестроиться, усвоить новые принципы преподавания.

- Что, на Ваш взгляд, сложнее - проверять тетради, писать планы, вести уроки?

- Я думаю, самое сложное – это работа даже не с детьми, а с родителями. Мамы и папы сегодня совсем не такие, какие были в 80-е годы. Сейчас все стали свободными, вольными, знают свои права. Но вот обязанности, к сожалению, помнят не все. У многих родителей позиция такова, что школа должна все и всем, причем желательно бесплатно. А раз должна, это надо потребовать. Не поверите, некоторые мамы и папы искренне считают, что педагог должен чуть ли не жить в школе, и у него не должно быть личного времени, личных интересов, семьи, в конце концов, о которой нужно заботиться. Видимо, это следствие «нового времени». Если раньше Родина сказала – надо, и все двигались к одной цели, то теперь общих ориентиров в воспитании нет. Нынешние родители – это дети постсоветского времени. Многие выбрали себе ориентиром для подражания героев фильмов, где главное, чтобы было круто любой ценой. Этому образу стараются соответствовать настолько, что иногда даже непонятно, как человек с такими жизненными устоями умудряется работать, находиться в коллективе.

Фото: АиФ / Анастасия Буякевич

Еще одна проблема, которая становится все более актуальной, - неблагополучные семьи. Если в 80-е, 90-е годы был один опекаемый ученик на несколько классов, то теперь их в каждом классе по двое-трое. У большинства из них мамы и папы лишены родительских прав. Семейные ценности упраздняются, это не способствует и духовному развитию детей. Даже в семьях, где у детей есть оба родителя, дедушки и бабушки, почему-то часто считают, что воспитанием должна заниматься только школа, а от мамы и папы достаточно просто отправить ребенка на учебу.

Конечно, есть и обратные ситуации, отзывчивые родители. В каждом наборе находятся активисты, на которых можно положиться.

- Изменения, которые коснулись родителей, отражаются на детях?

Разумеется, изменились и дети. В первую очередь, часто замечаю в последнее время, что учитель для ребенка уже не является авторитетом. Педагог превратился в обслуживающий персонал. Раньше такое отношение к учителю было признаком отпетого двоечника и хулигана, теперь – в порядке вещей говорить во время урока, даже выяснять отношения. Ученики стали более раскрепощенными по сравнению с детьми 80-х годов, и это, наверно, плюс. Но вот зачастую дети путают раскрепощенность с невоспитанностью. Кроме того, ребята стали более жестокими: пока дойдет до своего рабочего места, одного пнет, другого толкнет, третьего обзовет и ни в одном из случаев не сможет объяснить, что плохого ему сделали. Иногда даже родители удивляются, как учитель может вынести 27-30 таких школьников, когда они своего одного дома с трудом выносят. А между тем, есть один способ справиться с проблемой – воспитывать ответственность в себе и детях. Если бы родители более ответственно относились к своей семье, дети – к учебе, учителя – к своей работе, было бы гораздо проще.

Фото: АиФ / Евгений Зиновьев

- Посоветовали бы Вы молодежи работать в школе?

- Если у них самих есть такое желание – связать свою жизнь с педагогами, то посоветовала бы. Трудностей хоть отбавляй, но где их нет? Тем более, что все трудности отходят на второй план, когда ты своими силами чего-то добился, когда видишь, как ученики с твоей помощью становятся умнее, развиваются, достигают каких-то высот. Но помимо чувства морального удовлетворения молодому педагогу нужны деньги. Именно из-за невысоких доходов профессия учителя не пользовалась популярностью у молодежи. Сейчас начинающие педагоги получают «подъемные», тем, кто снимает квартиру, компенсируют часть арендной платы. Хотя у вчерашних выпускников педагогических вузов нет никакого стажа, ощущается поддержка государства. И эти меры оказываются действенными. Сейчас в нашей школе около трети сотрудников – молодые педагоги. Есть те, кто уходит через несколько месяцев, поняв, что не готов к работе в школе. Тем не менее, многие остаются. 

- Какие качества нужны тем, кто хочет быть учителем?

- Прежде всего, нужна вера в то, что это действительно твое дело. Необходимо не оставаться безразличным в любой ситуации – на улице, в школе, еще где-то. Важно соответствовать времени, но при этом сохранять свой внутренний стержень, не меняться в худшую сторону. А также – передать эти умения ученикам.

- За 35 лет работы учителем у Вас хотя бы раз возникало желание сменить профессию?

- Честно говоря, такого желания не было. У меня так и не получилось определиться, кем еще я могла бы работать.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах