aif.ru counter
06.01.2013 09:15
34

Как встретить Рождество? Советы священника

Отвечает настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, протоиерей Алексей Уминский:

– Как известно, со 2 января наступает такой же строгий пост, как и Великий. Исключаются и рыба, и молочные продукты. Но наиболее строгий день – это день Сочельника. В церковном уставе написано, что в этот день многие не вкушают до вечера вообще ничего.

Литургия, которая служится в Сочельник, в древности проходила именно вечером. Мы привыкли, что наши службы совершаются с утра, люди приходят в храм натощак, чтобы причаститься святых Христовых тайн, а ранее люди, ожидавшие Рождество, ждали вечера, до первой звезды они ничего не вкушали. И уже после первой звезды, перед службой они ели сочиво, то есть кашу пшеничную или любую другую из злаков, сваренную с мёдом.

Что символизирует эта строгая, но сладкая пища? С одной стороны, такая еда – постная, с другой стороны, она как бы предвкушает сладость праздника, радости от пришествия Христа.

Для многих людей сегодня встречать Рождество – значит сесть за стол. Так происходит потому, что мы прошли через долгий советский период и были отлучены от Церкви и традиций. Вообще же, встречать Рождество – это значит прийти в храм на службу.

В последнее время рождественская служба совершается в Москве несколько раз. Первый раз ночью, потом – ранняя литургия в 7 часов утра, затем – поздняя литургия в 10 утра. Можно прийти на одну из этих служб. Наиболее торжественная из них – ночная. Это самая радостная, самая удивительная служба. Не у всех есть на это физические силы, но, вместе с тем, находиться в храме на Рождество среди радостных лиц и сияющих глаз, слышать потрясающие песнопения и подходить к чаше с причастием – большой праздник. Поэтому, конечно же, самое главное для нас – это встреча с Богом, которая происходит в храме во время литургии, во время таинства причащения. И уже затем для тех, кто пережил Рождественский пост как свой путь ко Христу, особенно радостно сесть за дружеский стол и разговеться.

После Рождества наступают Святки, на стол приносится мясо. Кстати, интересно, что в Западной Европе традиционное блюдо в данном случае – это рождественский гусь. Сейчас и у нас стали украшать стол запечённым гусём – в Россию блюдо пришло из Украины и тоже стало традиционным.

Рождественскую службу священники совершают и в белых, и в золотых облачениях. И тот, и другой цвет – цвет праздника, посвящённого Христу. В белых, как бы сияющих одеждах преображённого Спасителя, которые означают нетварный свет, свет Божественной благодати и целомудрия, служатся и другие праздники, посвящённые Христу, такие как Преображение, Богоявление. Подобное облачение символизирует чистоту, безгрешность. А золотой цвет облачения – это цвет солнца. Христа именуют солнцем правды.

Интересно, что переживание Рождества и ожидание рождественского чуда в нашей стране как бы сместилось на празднование Нового года. Так как в советское время Рождества не было, ёлка превратилась в символ Нового года, хотя изначально ёлка – это именно Рождество, и подарки – тоже Рождество. Праздник Рождества был, по сути, украден у наших родителей, поэтому так, как празднуют Новый год в России, не празднуют его нигде: здесь его переживают мистически глубоко, при том сами мы не до конца понимаем, что на самом деле ждём именно Рождества и чуда, ждём перемен, обновления жизни. По сути, мы ждём того, чего сами сделать не способны, потому что можем получить это только как некий дар. Именно поэтому большинство наших соотечественников переживают Новый год как встречу с желаемым чудом, надеясь, что жизнь изменится к лучшему.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество