С 31 марта в Югре введен режим самоизоляции. Одним из допустимых для выхода из дома поводов является посещение продовольственных магазинов. Что делают в округе, чтобы не допустить роста цен на товары первой необходимости и продукты?
Дефицита нет
Распоряжением губернатора и постановлением главного санитарного врача для объектов торговли установлены специальные требования к проведению санитарных, противоэпидемиологических мероприятий и правила. Также в округе проводят мониторинг цен на 52 наименования товаров: 22 – продукты питания, 30 – непродовольственные товары. Данные из каждого муниципалитета поступают в правительство региона ежедневно.
«В целом ситуация на ценовом рынке Югры стабильная, – сказал заместитель губернатора округа Николай Милькис. – При этом прошу руководителей торговых сетей и глав муниципалитетов обратить особое внимание на состояние цен на сливочное масло, белокочанную капусту, макароны, репчатый лук. Также повышенный спрос отмечен на санитарно-гигиенические маски, антисептики для рук».
«На девять видов товаров создан двухмесячный запас: крупы и непродовольственные товары».
Как наблюдают эксперты, в последние недели в регионе повысился спрос на молочную, плодоовощную продукцию, крупы, макароны, яйца. Тем не менее пустых полок в магазинах не наблюдается, а объемы складских запасов пополняются своевременно. На 15 видов товаров сформирован запас на один месяц. Преимущественно это молочная продукция длительного хранения, овощи, мясо. На девять видов товаров создан двухмесячный запас: крупы и непродовольственные товары. Еще на девять видов есть трехмесячный запас, а на 18 видов – свыше трех месяцев.
«В Югре отсутствуют оптово-распределительные склады. Поэтому хотелось бы, чтобы представители торговых сетей при возникновении перебоев с тем или иным видом товаров могли организовать дополнительный транспорт со складов вне региона для своевременной доставки продукции», – сказал Николай Милькис.
Дезинфекция торговых точек
«В этой связи вопросы дезинфекции приобретают особую актуальность. Скрупулезное отношение к организации деятельности, масочного режима, дезинфекции – это не только элемент заботы о клиентах, но и инструмент сохранения работоспособности коллектива, – говорит заместитель руководителя регионального управления Роспотребнадзора Инна Кудрявцева. – Широкое распространение вируса поддерживается большим числом его носителей. А выживаемость самого вируса во внешней среде выше, чем, например, гриппа – достигает трех суток».
Но, как говорит представитель Роспотребнадзора, югорчане недовольны мерами, которые принимают торговые точки для безопасности покупателей. Звонков с жалобами много: продавцы без масок, перчаток, в торговых залах нет санитайзеров, бактерицидных ламп, покупатели не соблюдают дистанцию, а персонал за этим не следит.
Общественность бдит
К работе по мониторингу цен на товары первой необходимости подключились и общественники. Вместе с партией «Единая Россия» они проверяют торговые точки в некоторых муниципалитетах Югры. Уже проверено более 300 магазинов и аптек. Завышение цен не выявлено, но есть дефицит некоторых товаров.
«Завышения цен по основной продуктовой линейке нет. Дефицита продуктов также нет. Особо востребованные у населения продукты, такие как гречка и мука, также в наличии на товарных складах магазинов. Отсутствие на полках длится не более одного-двух дней и объясняется только обстоятельствами, связанными с логистикой. Что касается медицинских масок, антисептических средств, то согласно последнему рейду в апреле этого года дефицит сохраняется. Однако рынок ритейла реагирует очень быстро. Сегодня многие предприниматели перепрофилируются, оперативно заказывают дезинфекторы на оптовых рынках и реализуют в своих магазинах. Что касается масок, то городские ателье также оперативно отреагировали на повышенный спрос. Например, в Ханты-Мансийске восемь ателье города шьют текстильные маски многоразового использования, цены доступные – от 50 рублей штука», – сказал Константин Пенчуков.