В этом году общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» увеличило механическую скорость проходки в среднем на 5% по сравнению с 2020 г. Что это означает? Прежде всего, весомую экономию средств.
Один лот – пять подрядчиков
При строительстве горизонтальных скважин показатели составили 48 м/ч и 32 м/час при бурении секций под эксплуатационную колонну и хвостовик соответственно. На наклонно-направленных скважинах механическая скорость составила 65 м/час при бурении секции под эксплуатационную колонну. «Цикл строительства на эксплуатационном бурении сократился почти на половину суток, – поясняет главный специалист сектора наклонно-направленного бурения и долотного сопровождения управления технологий и инжиниринга бурения Эдуард Пашков. – На первый взгляд, не так много, но речь идёт о полутора тысячах скважин в год. Получаются огромные цифры. А на зарезке боковых стволов – во время бурения дополнительных стволов в уже построенной нефтяной скважине – цикл строительства сократился на сутки. Представляете экономический эффект?»
Достичь рекордных показателей удалось благодаря зонтичной системе закупок, позволяющей выбрать лучшего подрядчика и лучшее оборудование. ООО «РН-Юганскнефтегаз» перешло на эту систему с середины 2020 года. Теперь один лот выигрывают сразу пять подрядчиков, и можно выбрать обладателя самых высоких показателей на конкретном месторождении. Конкурентная среда, как ей и полагается, рождает здоровый дух соревнования. Подрядчики стараются опередить друг друга и в скоростях бурения, и в качестве долот. Растут показатели и у подрядных компаний, и у заказчика работ.
Рекордный скачок
ООО «РН-Юганскнефтегаз» – ключевой актив ПАО «НК «Роснефть», на его долю приходится примерно 30% всей добычи компании. Общество планомерно расширяет территорию своей деятельности, ведёт геологоразведку и разрабатывает месторождения на 39 лицензионных участках общей площадью свыше 21 тысячи квадратных километров.
«Мы постоянно повышаем и максимальную, и среднюю механическую скорость проходки на месторождениях, – рассказывает Эдуард Пашков. – Пока с нами работал всего один подрядчик, он тоже периодически предлагал новые элементы дизайна оборудования – инструментов, разрушающих породу, из года в год понемногу наращивал скорость. Но на этот раз произошёл настоящий резкий скачок, такого ещё не было! Раньше механическая скорость проходки могла увеличиться максимум на 1-2%. Такой большой цифры, как 5%, до перехода на зонтичную систему закупок нам достичь не удавалось».
«РН-Юганскнефтегаз» увеличил механическую скорость проходки на 5%
За 2020 год проходка в эксплуатационном бурении на месторождениях ООО «РН-Юганскнефтегаз» составила более 4,86 млн метров. В 2021 году специалисты планируют увеличить этот показатель на 1 млн метров.
Скорость превращается в деньги
Буровикам ООО «РН-Юганскнефтегаз» в 2021 году удалось побить немало рекордов. На Чупальском лицензионном участке, где применяли пятилопастное долото диаметром 220,7 мм, максимальная механическая скорость проходки составила 96,51 метров в час, то есть на 48% превысила средний показатель по этому месторождению. А на месторождении имени Московцева на территории Чупальского лицензионного участка пробурили горизонтальный участок со скоростью, превышающей 70 метров в час. Тоже использовали пятилопастное долото, но диаметром 155,6 мм.
Один из последних громких рекордов установили при помощи бицентричного долота, позволяющего бурить ствол скважины и одновременно расширять его: в апреле 2021 года на Усть-Балыкском месторождении буровики добились механической скорости проходки, равной 31,22 метров в час, что на 13 метров в час превышает средние показатели по месторождению.
Постоянное совершенствование, опробование новых дизайнов и типов долот с учётом геологических особенностей месторождений – вот что позволяет достигать максимально высоких результатов. Сейчас ООО «РН-Юганскнефтегаз» тестирует долота с конусообразными резцами. Благодаря им повышается уровень контроля над процессом наклонно-направленного бурения, снижается уровень вибрационных и ударных нагрузок, увеличивается износоустойчивость. «Нет сомнений, что наше предприятие поставит ещё не один рекорд до конца этого года», – убеждён Эдуард Пашков.