Примерное время чтения: 5 минут
864

Почему нельзя «запикивать» нецензурные слова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Югра 30/01/2013

Сам-то понял, что сказал?

АиФ-Югра: Лидия Алексеевна, есть ли в Югре какие-то особенности употребления мата, что больше всего удивляет?

- Удивляет, как мастерски используют мат наши гости из ближнего зарубежья. Многие мигранты на русском языке двух предложений сказать не могут, а брань наша через слово звучит. Такое ощущение, что они в первую очередь учат именно эти слова. Либо попадают в такие условия, где нецензурная брань является нормой.

АиФ-Югра: Это естественно, Север, трудная работа, мужской коллектив. Но ведь мат очень распространён и среди начальников, военных, полицейских, то есть, людей, обладающих властью…

- Общество построено иерархично. Человек власти считает, что ему позволено больше, чем остальным. Обливая подчинённых или просто окружающих «языковой грязью», он таким образом выделяет себя. Если бы появились в практике случаи, что за ругань в общественном месте по закону на 15 суток посадили бы кого-то из власть предержащих, тогда и закон бы работал. В Югре таких случаев не было.

АиФ-Югра: Новая инициатива, кажется, хороша, но и у неё есть противники. Как Вы думаете, в чём причина протеста?

- В нежелании нести ответственность за свои слова. Считаю, что человека, позволяющего себе нецензурно выражаться в эфире, надеясь на то, что журналисты за него пригладят, подретушируют слова, нужно не прикрывать, а показать «во всей красе». Не «запикать» то выражение, которое и так всем понятно, а озвучить его, пусть все зрители увидят, что за человек перед ними. Да, это шокирует, но только шоком и можно побороть привычку «выражаться» к месту и не к месту. Маскировка - это фиговый листок. Сколько можно прикрывать чужое непотребство и делать вид, что всё нормально? И наказывать нужно не безличное СМИ, а конкретного человека. Нужно, чтобы снова возродилось именно общественное порицание. Кстати, для местных газетчиков и телевизионщиков проблема неактуальна.

АиФ-Югра: Исследователи утверждают, что использование «крепкого» словца облегчает человеку боль, стресс.

- Конечно, ведь и в Древней Руси, и у коренных народов Севера мат играл роль оберега. Определённые слова выкрикивали на свадьбах (чтобы отогнать от молодой семьи злых духов), в экстренных и опасных ситуациях, когда сталкивались с чем-то непонятным и тревожным. В остальных случаях на использование этих слов накладывалось строжайшее вето. Нельзя было произносить их всуе. В древнерусских письменных памятниках сохранилось предупреждение: «Если всуе произнесёшь, да в стенах дома своего, да при детях своих, то в вечной жизни потеряешь их. Будешь искать, плакать, и не видеть их». У коренных народов Севера тоже есть бранные слова. Но они, в отличие от нас, продолжают относиться к ним с большой осторожностью. В быту их не употребляют. Но если человек постоянно совершает плохие поступки, его могут обругать. Тем самым этому человеку как бы возвращают его же негативную энергию, защищая остальных. Получается эффект бумеранга.

Говорим, как пишем

Аиф-Югра: Если мат помогает пережить экстремальную ситуацию, значит ли это, что его «популярность» - от неблагополучной ситуации в стране? Хотя Югру трудно назвать неблагополучным регионом…

- Да. Людей, которых мы видим на югорских улицах, в дорогих пальто или шубах, с кожаными портфелями в руках, нельзя назвать неблагополучными. Тем не менее, матерятся. Это, скорее всего, от ощущения вседозволенности. Ну и распущенность, конечно. А есть ситуации на грани жизни и смерти. Симонов описывал бойца после атаки, когда он бежал и кричал слова, которых как будто бы и не знал до этого. Роженицы тоже, бывает, кричат такие слова, что потом акушерки удивляются. А у нас люди матерятся просто так, для связки слов.

АиФ-Югра: Существуют даже словари, учёные-ханты составили сборник «потайного» языка. Зачем нужно их составлять?

- Действительность отражается в сознании человека, в его языке. Если есть предмет, понятие, явление, - будет и слово. Мат - это достояние народного языка, так называемая «чёрная» лексика. Она не входит в состав литературного языка, но должна быть зафиксирована. Например, при проведении лингвистической экспертизы названия магазина «Япона мама» мы обращались к словарю русской брани (брань - оборона). Признали его эвфемизмом.

АиФ-Югра: Если закон всё-таки сработает, как это изменит нашу жизнь?

- Это будет шаг к правде, зазвучит живая речь, это будет, конечно, непривычно. Может, наконец, мы будем говорить на том же языке, на котором и пишем.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах