Примерное время чтения: 7 минут
311

Это - не абсурд, а счастье. Как ребята из столицы Югры создали театр в селе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ-Югра 01/08/2018
Деревенские зрители оказались самыми благодарными зрителями
Деревенские зрители оказались самыми благодарными зрителями / Кирилл Меркурьев / Из личного архива

Они сами - любители. Но, наверное, поэтому все и получилось. Какие же звезды поедут в деревню ставить спектакли, а перед этим будут ремонтировать школьный актовый зал?

Три дня строили сцену

Спектакль «Я боюсь привыкать к комфорту» был создан с нуля за 10 дней, но стал частью большого документального проекта, история которого уходит в 2016 год. Группа инициативных ребят из Ханты-Мансийска приняла участие в проекте «Город своими руками», где они познакомились с документальным театром, а после написали свою пьесу и успешно поставили её в Ханты-Мансийске. «Нам позвонил Евгений Родионов. Он оказался депутатом в районе, где находится Елизарово. Предложил поставить документальный спектакль именно там», - рассказывает один из организаторов проекта «СЕЛО» Мария Саблина. Ребята подали заявку на грант, успешно его получили и двинулись в путь.

Они никогда раньше не слышали о поселке Елизарово и надеялись на то, что в селе их встретит активная молодежь. Но с молодежью, а тем более активной, возникли проблемы.

Фото: Из личного архива/ Кирилл Меркурьев

Поэтому актеры-любители решили переключиться на подростков. Как оказалось, не напрасно. Но для начала необходимо было организовать творческое пространство. «Мы жили в школе, которая совмещена с детским садом, домом культуры и фельдшерским пунктом. Раньше там еще был полицейский участок. Здание казалось нам инородным объектом в центре деревни. Увидев зал, поняли - нужен ремонт. Мы привезли в Елизарово художника по свету, он провел проводку, повесил отдельный счетчик. Также задействовали их местные прожекторы, которые до этого ни разу не использовались. Повесили «черный кабинет», сделали кулисы, переделали сцену. Раньше она была такая ярко-голубая, посередине зала с глянцевыми терракотовыми полами. Как в старых домах культуры.

И вот наступил день премьеры. Представьте, что раньше это помещение освещали «столовские» галогеновые лампы, и тут мы заводим зрителя, а их встречает новый камерный зал, с приглушенным светом. Был аншлаг. Зрители принесли с собой букеты из цветов, собранных с грядок. Наши юные артисты поняли, что шанса плохо сыграть у них нет. Они очень естественно вели себя на сцене. Для меня это стало открытием, как это вдруг дети преобразились и стали самими собой», - вспоминает Маша.

Это было только начало пути, который привел активную группу ребят в Елизарово еще раз, но уже с другим проектом.

Фото: Из личного архива/ Кирилл Меркурьев

Всё началось с дискотеки

«Долгожданное Елизарово бьёт в лицо свежим воздухом и ароматом навоза. Нас встречают, снимают/фоткают, обнимают, кидают вещи в «буханку», куда-то ведут и говорят-говорят-говорят. А я, одуревшая, лишь улыбаюсь. Мы создавали историю, говорили с людьми, танцевали, пели, ели, купались, грелись у костра... Мы сделали спектакль!», - именно эти впечатления надолго отпечатаются в памяти одной из участниц Анастасии Балахонцевой.

Драматург Алина Журина. Режиссер Виктор Евдокимов. Музыка Владимира Мирошниченко и Глеба Успенского. 21 человек живут в палатках, смотрят документальное кино, узнают друг друга. Катают по селу бочки, ходят купаться на речку, собирают истории и костюмы у местных по крупицам. Каждое утро до завтрака они делают актерские зарядки. Иногда по вечерам закатывают дискотеки. Их называют «театром документального абсурда», а они себя - «счастливыми людьми».

«Вместо сцены использовали металлоконструкцию, которая при колхозе должна была стать сенобазой. Это настолько живописное место! Оно идеально подошло для уличного театра и всякого рода перформансов. В итоге железяки стали огромным кораблем, на котором мы уплыли в конце спектакля», - заключила Маша.

Фото: Из личного архива/ Кирилл Меркурьев

«И вот как только ты начинаешь жить в проекте так, как все участники, - ты будто прозрел. И я увидела: добрую и теплую повариху, которая в последний день призналась: «Как я без вас буду теперь? Скучно...»; продавщицу Нину Ивановну, она хлеб нам пекла и, если в 9:00 не приходили, - звонила и переживала. А в последний день не смогла прийти на спектакль, зато пирог испекла, там тестом было выложено «СПАСИБО ДОК»; тетю Нину и дядю Сашу, им примерно 70. Тетя Нина смотрит в самое сердце и спрашивает: «Настя, что с Каролиной? Она сегодня грустная какая-то была». А дядя Саша вытаскивает свой старый магнитофон на крыльцо, и мы танцуем на дощатом полу в саду под песню Герман «Гори, гори, моя звезда»; Пашку, которому 21, и он всё повидал и хочет ещё больше, и ничего не боится и легко говорит тебе, городской 29-летней, - «поехали со мной»», - с теплотой вспоминает руководитель проекта Каролина Шибко.

На будущее

Сейчас проект «СЕЛО» готовится к большим гастролям. Осенью ребята планируют проехаться с премьерой фильма про документальный проект и показом спектакля. «СЕЛО» посетит Ханты-Мансийск, Елизарово, Сургут и Нижневартовск. «Мы надеемся, что это станет глубоким обзором проделанной работы. Многие говорили о том, что нам удалось растормошить народ и выполнить социальную функцию. Конечно, до произведения искусства мы не дотягиваем, но хочется в этом направлении сделать следующий шаг», - надеется Маша.

Справка:
Вербатим (от лат. verbatim - дословно), или документальный театр, - вид театрального представления, полностью состоящего из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актёрами.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах