Накануне Всемирного дня шопинга Роспотребнадзор напоминает, что такое контрафактные изделия и фальсифицированная продукция.
Фальсификация
Само слово «фальсификация» происходит от латинского «подделываю» и означает подделку, выдаваемую за настоящую вещь, изменение вида или свойства предметов.
Фальсифицированными считаются пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной. При фальсификации товаров обычно подвергаются подделке подлинности одна или несколько характеристик товара.
Фальсификации в основном подвергаются пищевые продукты, чаще всего молочная продукция (сыр, масло сливочное, молоко, сметана), колбасная продукция, кондитерские изделия и другие.
Виды обмана
Качественная – это подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств либо замена товара высшей градации качества низшей.
Количественная – обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.
Ассортиментная — осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем с сохранением сходства одного или нескольких признаков.
Признаком фальсифицированной продукции является нарушение её технологии производства
Стоимостная — обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших.
Информационная — обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре, об используемом сырье, о составе продукта и т.д.
Комплексная — сочетает в себе несколько видов фальсификации.
Контрафакт
«Контрафакт» (англ. counterfeit — подделка) — новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав. Контрафактные товары произведены без разрешения правообладателей объектов интеллектуальной собственности, воплощённой в товаре.
Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Объекты интеллектуальной собственности:
- произведения науки, литературы и искусства;
- программы для электронных вычислительных машин; базы данных;
- исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю, радио- или телепередач;
- изобретения; полезные модели; промышленные образцы;
- селекционные достижения;
- топологии интегральных микросхем;
- секреты производства (ноу-хау);
- фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания;
- наименования мест происхождения товаров;
- коммерческие обозначения.
Действия по изготовлению, сбыту, в том числе продаже контрафакта, фальсифицированных товаров, направлены на обман потребителя с корыстной целью, как правило, с целью получения денежной выгоды.
Виды контрафакта
Контрафактный товар бывает разный. Из-за того, что это понятие широкое и многогранное, принято подразделять данное явление на несколько пунктов:
Нанесение на подделку товарного знака либо же наименования бренда. Такого рода подделку можно встретить в низкокачественных магазинах, где мало оснащённые информацией люди могут приобрести контрафакт, принимая его за оригинальную вещь. Дело в том, что, когда производитель нелегального товара наносит на него товарный знак, он обычно его немного видоизменяет или взамен оригинального наименования бренда добавляет пару букв, чтобы получилось новое созвучное название. Конечно, невнимательные люди могут увидеть похожую марку, но даже её сперва и не различить, принимая вещь за оригинал.
Имитация чужого логотипа. Производитель просто копирует марку чужого бренда и без изменения применяет логотип к своему товару. Такой нелегальный товар довольно редко встречается на рынке. Дело в том, что здесь явное нарушение закона. Именно поэтому человека быстро привлекут к ответственности перед законом. Поэтому никто не желает лишний раз рисковать.
«Пиратство». Данный вид контрафактной продукции появился довольно недавно. Подразумевает он под собой распространение разных материалов литературы, музыки, живописи по интернет-сети, заведомо не прося на это разрешения у самого автора. Поэтому этот контрафакт считается безвозмездным, и он нарушает интересы правообладателя.
Пользование разработками без согласия их собственника. Примером контрафакта может быть что угодно, ведь любую продукцию теоретически можно подделать. Самая главная особенность – это то, что такая подделка предусматривает под собой отсутствие документа от реального производителя, который разрешает реализовывать его товар или распространять в любом формате по интернету.
Чем контрафакт отличается от фальсификата?
Несмотря на то, что для многих эти два понятия являются словами-синонимами, во многих случаях они становятся принципиально разными понятиями. В первую очередь, разница в качестве продукции.
Контрафактный продукт может быть выполнен со всеми стандартами качества и по сугубо оригинальной технологии, чтобы был низок шанс заподозрить подделку. Но такой товар продаётся на рынке с нарушением торговых марок производителя, а также с недействительными акцизными знаками и т.д.
В это время фальсифицированный товар может быть произведён абсолютно законно или наоборот. Но главная его особенность в том, что производитель заведомо нарушает технологию производства, и она значительно отличается от прототипа. Поэтому зачастую качество такой продукции предоставляется на низком уровне.
Это и отличает оригинальную брендовую вещь от подделки. Поэтому признаком фальсифицированной продукции является нарушение её технологии производства, а не нарушение авторских прав и интеллектуальной собственности.
Пресечению подобных правонарушений на рынке может помочь активная позиция информированного и небезразличного потребителя. Приобретайте качественную, оригинальную продукцию, остерегайтесь подделок!
Подготовлено по заказу ФБГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии ХМАО-Югры».