Этнодеревня «Ланге-Пасолъ» расположилась сразу позади Музейно-выставочного центра в Лангепасе. Из городской обстановки посетители деревни попадают в лесную чащу, где деревянные мощёные дорожки ведут к бревенчатым постройкам в стиле ХIХ века: русская изба, баня и, конечно, в посреди избы – аккуратно выбеленная русская печь.
Топили баню «по-черному»
«Четыре года назад мы построили эту избу, – рассказывает руководитель народной самодеятельной студии русского фольклора Олеся Идиятуллина. – Через год появилась настоящая русская печка. У нас в ансамбле, в основном, молодёжь, и чтобы они научилась ценить дары предков и одновременно современной жизни, мы проводили полное погружение в деревенскую жизнь на несколько дней. Топили баню «по-черному» – это очень древний способ протопить баню (без трубы)».
Костюмы на девушках и парнях– тоже реконструкция ХIХ века (изготовили в мастерской русского традиционного костюма «Душегрея», руководит которой Галина Клиперт): сарафаны, рубахи, пояса, накладные карманы и вплетенные в косы ленты. Еда тоже соответствует тому, что могли кушать два века назад.
«Зимой хлеб печём сами в нашей печи. На Троицу приносим с собой угощения и накрываем столы, – делится подробностями Олеся Идиятуллина. – Щи готовим в чугунках. Все русские блюда: вареный картофель, салаты из овощей, крашеные яйца – на Троицу яйца красили березовыми листьями в зеленый цвет. Еще на Троицу предки всегда готовили яичницу на углях. Ее делают совсем юные незамужние девушки. И кушают тоже только женщины. Либо девушки кормят своих парней со своей же ложечки. Считалось, что это блюдо обладает особой силой. Смысл в том, чтобы женщины, у которых много детей, передали молодым девушкам способность иметь собственных детей».
Но весной 2020 года отменили все массовые гулянья. И мы решили провести съемку праздника на природе для видеотрансляции, которую 7 июня запланировали показать горожанам.
«Зеленые святки»
Праздновали «в интерактивном формате» – происходила запись видеоизображения и звука. Восстановили исторический порядок и показали обычаи.
На праздник девушки выбирали молодую березу, наряжали ее, а потом рядом «кумились», это как обещание преданной дружбы. Далее они обменивались подарками и целовались в щеку. Затем подбрасывали платок и чей подлетит выше, та из подруг и становилась старшей кумой на целый год.
Звучали слова песни: «Мы кумились, мы кумились – не бранились…».
«Это аутентичный фольклор, – поясняет Олеся. – Вообще, Троица считается «бабьим праздником» и существовало поверье, что новый, молодой лес – он дает женщине силу и поэтому проводили обряды с участием девушек. Люди раньше были привязаны к календарю, и если лес в самом начале лета набирает силу, то считали, что он способен дать ее и человеку… Также водили хороводы и верили, что в хороводе уравновешивается энергия. Слабые женщины получали ее от сильных, старые дарили мудрость молодым, а получали здоровье, так происходил очень мощный обмен и люди восстанавливали внутренний баланс».
Действительно, когда во время празднований артисты и зрители целый день проводили на природе, в лесу, то возвращались в город заряженными и эмоционально наполненными.