Дефицит квалифицированных кадров в сфере гостеприимства сейчас одна из основных проблем не только в автономном округе, но и в России в целом. В Югре решили в период коронавирусных ограничений и, соответственно, спада туристического потока повысить квалификацию специалистов этого направления.
Преодолеть страх
В регионе в сфере туризма, по официальным данным, трудятся более 3 тысяч человек, причем сопутствующие 50 отраслей здесь не учитываются. И вся эта армия приносит доходов в казну региона более 5 млрд рублей. Неплохой показатель, но он может быть лучше.
Эксперты отрасли уверены, основные проблемы некачественного сервиса – это страх работников при общении с гостем и неумение с ним справиться.
«Сотрудник не знает правил общения с гостем, особенно молодые специалисты. Они боятся показаться смешными и глупыми, отсюда молчание, нежелание общаться, смотреть в глаза, тихий и невнятный голос», – рассказывает управляющая гостиничным комплексом «Югорская долина» Екатерина Горбунова.
По мнению специалистов сферы обслуживания, в Югре работникам туристического бизнеса не хватает знаний мировых стандартов, каждый делает то, что считает нужным и возможным.
«Только лишь сетевые организации прописывают стандарты и внедряют их у себя на предприятиях. Мелкие фирмы или индивидуальные предприниматели такое делают редко, руководители часто на это даже не хотят тратить время и ресурсы», – считает управляющая школой сервиса Евгения Вторушина.
С 14 ноября гостиничный комплекс «Югорская долина» и Фонд развития Югры организовали месячные обучающие курсы для специалистов первой линии – официантов, горничных, администраторов и менеджеров по продажам. Прием заявок на зачисление в первый поток начался 14 октября, продлится до 1 ноября. Первый поток будет обучаться бесплатно, все занятия проходят офлайн.
«Наш гостиничный комплекс, как и наши партнеры, столкнулся с проблемой нехватки кадров, текучки персонала и пришли к решению создания школы сервиса. Это в первую очередь система качественного подбора персонала, обучения, адаптации на рабочем месте», – рассказала Екатерина Горбунова.
Планируется, что специалисты познакомят курсантов со стандартами сервиса, с принципами клиентоориентированного подхода, сформируют навыки общения в нестандартных и конфликтных ситуациях, обучат техникам продаж. Программы нацелены как на уже работающих в сфере туризма специалистов, так и на тех, кто только собирается попробовать себя в сфере обслуживания.
«Думаю, после обучения специалисты получат возможность больше зарабатывать, сохранять и развивать свой профессионализм. Мы предлагаем предпринимателям, работающим в этом направлении, поднять свой уровень и качество сервиса. Потому что сервис сейчас – это ключевое преимущество на рынке, который переполнен предложениями. И мы как раз предлагаем бизнесу вернуться на рынок после пандемии обновленными», – считает Евгения Вторушина.
Надежда на новогодние каникулы
И надежда на возобновление туристического потока в регион после ковидных ограничений все-таки есть. Дело в том, что популярные у россиян региона Краснодарский край, Крым, Алтай серьезно повысили цены на новогодние каникулы, ведь многие страны еще закрыты для отдыха.
«Поэтому россияне начали активно проявлять интерес именно к нашему региону. Многие туроператоры сейчас обратили взор на Югру и запрашивают стоимость туров. У нас есть шанс поднять продажи и встряхнуть отрасль», – рассказывает организатор индивидуальных туров в округ Татьяна Алферова.
Зимой в Югре действительно интересно, причем морозы не всегда помеха для туриста, например, такого, который любит хорошо и вкусно покушать. Для многих жителей больших городов муксун, нельма, уха, приготовленные на костре, патанка из сырого мяса или рыбы – самая что ни на есть экзотика. Многим крайне интересно не просто все это попробовать, но и принять участие в «добыче» еды, ее приготовлении. Кухня народов ханты и манси необычайна сама по себе.
В Сургутском, Нижневартовском районах можно посетить действующие стойбища народов ханты и манси, посмотреть, как живут люди в диких местах, отведать их национальную кухню, прокатиться на оленьих или собачьих упряжках.
Знают, но боятся!
Кстати, период пандемии для туризма Югры стал временем поиска новых возможностей для развития. Благодаря работе властей региона запущена интернет-платформа Visit Ugra. С ее помощью можно узнать о достопримечательностях региона, купить билеты в музей, сформировать свой собственный уникальный маршрут.
«Наша цель – развеять мифы, что здесь холодно, и мы где-то очень далеко. Югру знают, но почему-то боятся. Мы хотим разрушить эти стереотипы и донести до потенциальных туристов, что регион ближе, чем они думают, и у нас не так дорого, как они себе представляют. Кстати, во время пандемии работники отрасли стали активно работать в социальных сетях, и это дает свои результаты и запросы от потенциальных туристов», – рассказывает руководитель Центра компетенций в сфере развития туризма Фонда развития Югры Владислава Вишневская.
Добавим, у округа сегодня есть прямое авиасообщение с Санкт-Петербургом, Москвой, Екатеринбургом, Тюменью. Время в пути – от часа до четырех. К услугам туристов 230 гостиниц, 62 базы отдыха, 22 этностойбища, которые принимают гостей, 7 санаториев и водолечебниц. Понятно, что сейчас многие заведения закрыты или работают с определенными ограничениями, но все это дело времени.
«Наша Югра тот самородок, который имеет огромный потенциал, позволяющий ей стать лидером в этой отрасли в России. Этот период дал нам возможность взглянуть по-новому на развитие отрасли в регионе. Также мы провели онлайн-семинары для переобучения специалистов сферы туризма. Создали несколько новых турпродуктов выходного дня, которые прежде всего должны быть доступны самим югорчанам», – отметил заместитель директора департамента промышленности Югры Алексей Михеев.
Ледяное сердце Урала
К тому же не стоит забывать и о турах в малонаселенные территории, например, на Приполярный Урал. Здесь волшебные виды, чистые реки, озера, ручьи и водопады, отличная рыбалка, потрясающая природа – рай для исследователя и ученого. Хребет Приполярного Урала – это место любителей активного отдыха и экстремальных видов спорта. Это сплавы по рекам, экспедиции на квадроциклах, пешие походы, зимой – катание на снегоходах.
«Наша Югра тот самородок, который имеет огромный потенциал»
Кстати, сотрудники Музея Природы и Человека уже год изучают Приполярный Урал и формируют туристические маршруты. По результатам недавней поездки родился проект «Хрустального тура». Эту программу уже предлагают туркомпаниям. А сотрудник музея Лариса Поршунова вышла в финал всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства», который был организован президентской платформой «Россия – страна возможностей» и общенациональным Союзом индустрии гостеприимства. Ее проект «Ледяное сердце Урала» вышел в финал конкурса.
Кстати
Туристический поток в Югру ежегодно растет: в 2019 году в округе побывали 618 тыс. туристов.