Теперь потребители обязаны в досудебном порядке попытаться уладить свои споры с финансовыми организациями. Как это происходит, поясняют специалисты регионального Роспотребнадзора и консультационного центра. Подробности читайте в нашем материале.
Досудебное решение вопросов
В настоящее время является обязательным досудебное урегулирование финансовым уполномоченным споров между потребителями и финансовыми организациями (кредитные, страховые и микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы и негосударственные пенсионные фонды) в порядке и случаях, предусмотренных Федеральным законом № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
С 11 декабря 2023 года вступили в силу изменения в указанный федеральный закон, согласно которым в случае установления в нормативном акте или договоре обязанности потребителя обратиться к финансовой организации с заявлением об исполнении обязательства потребитель не вправе направлять в адрес финансовой организации заявление о восстановлении нарушенного права, пока не получит её решение по заявлению об исполнении обязательств либо пока не истечёт срок рассмотрения такого заявления.
Если обязательства перед потребителем по отдельным требованиям, содержащимся в обращении, несут несколько финансовых организаций и их ответственность не является солидарной, финансовый уполномоченный вправе самостоятельно разделить обращение на несколько обращений по числу обязанных финансовых организаций.
Кроме того, финансовый уполномоченный сам определяет состав и объём запрашиваемой у финансовой организации информации, относимой к спору и обеспечивающей полное, всестороннее рассмотрение обращения потребителя.
А если через суд?
В случае обращения в суд при несогласии с решением финансового уполномоченного финансовая организация в течение одного рабочего дня со дня подачи заявления в суд направляет финансовому уполномоченному и потребителю, в отношении обращения которого принято решение финансового уполномоченного, копии такого заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц отсутствуют. При этом финансовая организация вправе направить финансовому уполномоченному ходатайство о приостановлении исполнения его решения.
Нововведения коснулись и конкретизации периодов приостановления финансовым уполномоченным обжалуемого решения, а также порядка такого приостановления при обжаловании решения.
В случае неисполнения финансовой организацией вступившего в силу решения финансового уполномоченного либо условий соглашения потребитель в течение трёх месяцев с даты, когда решение должно было быть исполнено, либо по истечении установленного соглашением для исполнения его условий срока может обратиться к финансовому уполномоченному с заявлением о выдаче удостоверения, являющегося исполнительным документом, для предъявления в банк или иную кредитную организацию либо о его направлении финансовым уполномоченным для принудительного исполнения в федеральную службу судебных приставов.
При неисполнении неприостановленной части решения финансовый уполномоченный по заявлению потребителя выдаёт ему или направляет судебным приставам удостоверение для принудительного исполнения данной части решения.
Кроме того, к компетенции финансового уполномоченного отнесли и детально урегулировали особенности рассмотрения имущественных требований, связанных с пенсионными договорами и договорами об обязательном пенсионном страховании, отдельных видов требований к негосударственным пенсионным фондам.
Статья подготовлена на основании материалов, предоставленных консультационным центром ФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО-Югре».