Ответы на эти вопросы искали участники круглого стола по туризму IV Всероссийской научно-практической конференции
Туризм через кино и сертификат путешественника, турпродукт, основанный на потребности в саморазвитии – индустрия туризма ищет эффективные сценарии.
Мы продаем снег?
Вторая часть IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные тенденции развития и совершенствования местного самоуправления на современном этапе» была посвящена экспертным дискуссиям. Участники форума разделились на две группы. В первой продолжилось обсуждение практики муниципального контроля, во второй – отрасли туризма.
«Мы продаем снег», - открыл разговор Василий Сочилин, спикер из Нижневартовска, генеральный директор ООО «Туристско-транспортная корпорация «Спутник», говоря о главном конкурентном преимуществе Югры, как северного региона. Развивая туризм в округе, нужно иметь в виду не короткое невнятное лето с комарами и мошкой, а именно зимний сезон с красивым белым снегом, охотой и рыбалкой, сибирской баней и всеми прочими преимуществами. «Березовский район – одно из наших изюминок, - продолжил выступающий, - и это доказывает увеличивающийся в тот район турпоток. Есть и ряд других мест – серьезных претендентов на туризм, например, океанариум в Когалыме – который в ТОП-10 океанариумов мира занимает 8 место и является самым большим в России».
Поиск туристической концепции – одна из маркетинговых задач для туризма. Однако каким бы привлекательным не было само место, будь то океанариум или национальная деревня, без созданной вокруг инфраструктуры ничего не получится, уверен другой спикер, федеральный эксперт в области туризма, основатель и генеральный директор «Туристской Ассоциации регионов России» Светлана Ануфриенко. Она считает, что важное условие создания уверенного турпотока – это создание туристических кластеров, то есть территорий, где все участники понимают, что они продают турпродукт. «Нужна консолидация усилий трех секторов: власти, бизнеса, общества».
Сертификат туриста
Светлана Ануфриенко рассказала об интересной инициативе – создании Сертификата путешественника. Это система, при которой государство компенсирует расходы на внутренний туризм. «Государство итак тратит немало средств на развитие отрасли туризма. В случае с Сертификатом путешественника – это те же деньги, но с другой стороны, через человека. Такой сертификат может быть номиналом в 30-50 тысяч рублей. Идея, выгодная всем. Повышается лояльность к власти со стороны населения. Бизнес получает гарантированные деньги, а люди – возможность путешествовать. Формируется что-то, похожее на «индустрию счастья» в Китае», - поделилась мнением федеральный эксперт.
Ханты-Мансийску Светлана Ануфриенко посоветовала обратить внимание на такое востребованный сегодня тренд, как потребность человека в саморазвитии и самореализации. Хорошо продаются те предложения, которые это учитывают. А в масштабах округа можно использовать хорошо себя зарекомендовавшую систему кинопроектов, когда в сценарий включаются объекты туристической инфраструктуры, как маленькие - рестораны, базы отдыха, исторические и культурные памятники, так и города и регионы.
«Река-люди-храм» не работает
О взаимосвязи и взаимном сотрудничестве всех участников отрасли туризма говорил и другой участник панельной дискуссии, директор Партнерства туристско-информационных центров НП «НАИТО» Михаил Ушаков. «Большая ошибка, когда некоторые отели или рестораны, например, считают, что им не нужны партнеры в лице власти или турагентств, что у них итак хорошая посещаемость и заполняемость. Тогда у меня вопрос: а в межсезонье? Межсезонье зависит от событий, а события – это местная власть, государство. Они организовывают праздники».
Уже известная Ханты-Мансийску московская гостья, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе, обратила внимание коллег на то, что для успешного туризма нужно очень точно знать свои преимущества и то, как они работают. «Мы побывали в 44 регионах из 85, проинспектировали более 200 туристических маршрутов. Что-то прошли «ножками», что-то отмели еще на стадии знакомства с туром. Самая распространенная ошибка почти в каждом регионе – в самообмане по поводу того, что есть у них ценного и важного, что можно «продать» на внутреннем рынке, а что на международном. «Река. Люди. Храм», как звучало, например, где-то в качестве туристической концепции – не работает. Это не уникально. У нас много где в России реки, люди и храмы».
Со всеми договориться
Ханты-Мансийск развивает сферу городского туризма последние пять-шесть лет. По сути, о серьезном намерении сделать столицу Югры привлекательной для внутреннего, а в перспективе зарубежного туризма местная власть задумалась с момента появления проекта «Ханты-Мансийск – Новогодняя столица». Именно тогда о городском туризме заговорили, как о комплексной задаче, в которую нужно вовлечь все городское сообщество, независимо от статуса, принадлежности и подчинения.
«Многое из того, что мы сегодня услышали, мы прошли, испытали на себе, переболели этим, - обратился к участникам дискуссии Председатель думы города Ханты-Мансийска Константин Пенчуков. - Заниматься сферой туризма в таком маленьком и далеком городе, как Ханты-Мансийск, где каждые пять минут не приземляется самолет, нет моря и пляжа, что бы обеспечивало большой приток туристов, непросто. На это нужно решиться, этого нужно сильно захотеть. Хорошо, что в нашем городе нашлись такие энтузиасты своего дела, и не только в органах местного самоуправления. Самое важное – о чем сегодня мы уже говорили – это умение объединится и скоординироваться. Только в этом случае можно что-то получить.
Стотысячный Ханты-Мансийск имеет хорошую инфраструктуру. Здесь в тридцатиградусный мороз можно пойти покататься натеплый ледовый каток, и он такой не один. Здесь есть 36 ледовых коробок, где можно устроить хоккей, они открыты и общедоступны. Музеи, галереи, концертные площадки. Другое дело, что все эти объекты находятся в разном ведении. Чтобы организовать большое интересное событийное мероприятие, нужно уметь договариваться с разными уровнями власти, бизнесом, творческой средой, общественными структурами. То, что нам удалось сделать, реализуя проект «Ханты-Мансийск – Новогодняя столица» - это как раз удалось со всеми договориться».
Разбудить Ханты-Мансийск
Константин Пенчуков, рассказывая об опыте Ханты-Мансийска по реализации событийного проекта вспомнил, как тяжело было первый год добиться того, чтобы музеи города, которые являются окружными учреждениями, открыли двери для гостей 1 января. «Я с ужасом вспоминаю далекие «новые годы», когда утром встанешь, посмотришь из окна - красивая елка на центральной площади, ветер и две собаки бегают. Нам очень хотелось разбудить Ханты-Мансийск и создать событие, которое наполнило бы праздником все дни с 31 декабря и до конца каникул. Нам это удалось сделать. Сегодня в городе в новогодние праздники проходит десятки мероприятий каждый день. Триатлон «Айс-мен», турнир экстремальных видов спорта, когда 15 лучших спортсменов России по снегоходному кроссу мчатся по трассам и прыгают на 20 метров, файер-шоу, банный фестиваль, единственная в России «Резиденция елки».
Мы сейчас понимаем, что нам нужно застолбить ряд событий, которые станут визитной карточкой Ханты-Мансийска, на которые можно будет приехать и через три, и через пять лет. Сегодня, когда ночью подлетаешь к Ханты-Мансийску на самолете, дух захватывает. Мы превратили город за последние три года «в лас-вегас». Искали деньги, чтобы весь город на Новый год светился, делали это за счет программ благоустройства, но думали о туризме. Я уверен, что нам нужно продолжать работу в таком ключе и дальше».
Кто наш турист?
«Кто наш турист? Мы рассчитываем, в-основном, на ближний круг и города УрфО. Получить туристов из Москвы и Санкт-Петербурга, пока мы не решим вопрос с дешевым перелетом, не сможем. Да, это пока только бизнес-туризм, деловой, конгресс-туризм, может быть, спортивные мероприятия, но не обычный турист, захотевший увидеть нашу «Новогоднюю столицу».
«Мы говорили сегодня о «событийке», как о ключевой приманке туриста. В Ханты-Мансийске сложилась историческаясетка событийных мероприятий. У нас проходит и биатлон, и «Дух огня», и все те мероприятия, о которых я упомянул. Но мы точно понимаем: чтобы город стал по-настоящему туристически привлекательными,нам нужно создать еще несколько событийных мероприятий, которые здесь приживутся, станут органичными для нас и интересными для туриста.
Найти уникальность
«Что касается уникальности. Мы совершенно точно понимаем, что, живя на двух реках,есть уверенная перспектива по развитию речного туризма. Особенно в этнографическом аспекте. Это для нас относительно новое направление. Это то, что достаточно дорого. Мы много вкладывались в грантовую поддержку туристических проектов этнокультурного, этнографического содержания, где фигурировали и родовые угодья, и национальные праздники. В конечном итоге в тайге вдоль реки возникли некие территории, готовые принять туриста и показать быт и культуру ханты и манси, но мы не понимаем до конца, на чем довезти туда гостей. Для этого нужны специальные речные туры, нужно договариваться с несколькими сторонами – и с бизнесом, и с перевозчиком, обеспечивать безопасность и брать на себя ответственность. Но понимание и желание есть, думаю, дойдет дело и до результатов».
Выступая перед участниками встречи, Константин Пенчуков подчеркнул также готовность Ханты-Мансийска продолжить практику организации школьных туров по внутренним маршрутам. Такой опыт у города уже был, но, по словам Председателя думы города, он связан с рядом сложностей по обеспечению безопасности коллективных детских поездок. «Этодостаточно сложный процесс. Думаю, что эта тема достойна того, чтобы над ней поразмышлять отдельно всем вместе».