Не только коронавирус изменил мир. Новые тенденции уже намечались в обществе и до глобальной пандемии. В окружной столице в школе № 4 появилась инновационная система «Ладошки». Как это выглядит и для чего нужно, выяснил наш еженедельник у заместителя директора и учителя истории и обществознания этого учебного заведения Александра Фомина. А заодно собеседник рассказал о современной школе и трудностях учебного процесса.
Цифра на «Ладошках»
Ксения Васильева «АиФ-Югра»: Александр, как заместитель директора школы вы отвечаете за безопасность. Что это за новая система?
Александр Фомин: Для того, чтобы контролировать пропуск в школу, мы установили систему «Ладошки». Ее цель – безопасность детей и сотрудников. Это бесконтактный метод аутентификации, который подразумевает обработку рисунка вен ладони, полученного в диапазоне, близком к инфракрасному, он в режиме реального времени преобразуется в уникальный идентификатор. При этом немаловажно, что притрагиваться к экрану не надо, а это актуально в современных эпидемиологических условиях. Кстати, «Ладошки» применяются и при оплате обедов. Детям удобно, тот же пропуск часто теряют или забывают дома, а рука всегда с собой.
– Школа становится не та, что была раньше? Получается, что ковид только ускорил процесс «осовременивания»?
– В современной школе уже не первый год происходят глобальные изменения – причина в том, что технологии не стоят на месте. Если раньше педагог был единственным источником информации, то сейчас он потерял монополию на нее, к уроку готовится более тщательно плюс учит детей отсекать лишние сведения. Новая коронавирусная инфекция поставила школы в очень сложные условия, однако процесс информатизации системы образования, начатый с начала 2000-х годов, дал свои положительные результаты. Компетентные педагоги смогли перестроиться на новый лад работы и продолжить обучение в дистанционном формате.
Последние годы изменилась и система взаимодействия с родителями, приходится объяснять мамам и папам, как надо воспитывать, что делать в той или иной ситуации, как адекватно реагировать на определенные события в жизни сына или дочери. То есть у учителя появилась и консультативная функция. На первый план выходит психология. Мне кажется, что поменялась и цель обучения. Здание осталось то же, а люди другие, иные требования у государства и к выпускникам.
Есть ли замена педагогу
– Сейчас в нашем округе появляются учителя-роботы. Возможно, что они заменят учителей?
– На мой взгляд, ни один робот не сможет заменить человека с его эмоциями, мыслями. Роль педагога в школе – главная. Только человек, профессионал знает, как направить ребенка в нужное русло. Ведь не каждый может и хочет быть Ломоносовым или Лобачевским, поэтому и от педагога во многом зависит будущее ученика. А если говорить по поводу глобальных изменений, то, скорее всего, возможно, изменятся методы и способы обучения. Новые технологии уже сейчас позволяют удаленным территориям получать образование с помощью цифры в лучших школах и вузах, у самых продвинутых преподавателей. И в Югре это становится реальностью, даже на самом отдаленном стойбище появляются точки доступа к интернету.
«Здание осталось то же, а люди другие, иные требования у государства и к выпускникам»
Урок – не формальность
– Каким должен быть учитель в современной школе?
– Неравнодушным. Не просто отвести урок, таких называют «урокодатели», необходимо зажечь учеников, объяснить, почему именно эту тему проходят, мотивировать, это как в жизни – правильная мотивация меняет многое. Каждый урок должен быть как неизведанное угощение, над приготовлением которого учителю надо долго корпеть, а потом подавать на блюдечке с золотой каемочкой.
– Говорят, что в школы не идут молодые учителя. Что делать?
– В первую очередь необходима методическая поддержка и ощущение, что новичок не одинок. Например, в нашей школе развито наставничество. Но, наверное, самое главное в работе – это любовь к детям и желание трудиться в школе. Ребенок, он как губка, впитывает то, что его окружает. В каком обществе находится маленький человек, таким он и вырастет. Поэтому молодой специалист, который пришел в школу, должен понимать, что от его работы зависит будущее всего общества.