69

Как вернуть деньги за отдых? Что делать, если поездка в отпуск сорвалась?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Югра 18/11/2020
Деньги за путевку вернуть быстро непросто
Деньги за путевку вернуть быстро непросто © / Валентина Варцаба / АиФ

Хотелось бы узнать от компетентных органов условия возврата денежных средств за несостоявшиеся поездки на отдых за границей летом 2020 года. Или туроператор имеет право не возвращать средства, а может предложить только обмен? К. Чинахова, Сургутский район

Какой закон регулирует ситуацию?

Пандемия коронавируса затронула все основные аспекты жизни, в том числе и планы на отдых по приобретенным турам на условиях «раннего бронирования», которые невозможно было реализовать в связи с массовой отменой зарубежных поездок с марта 2020 года.

Несмотря на постоянное информирование населения о правовых аспектах возврата денежных средств за неоказанные туристические услуги по причине принятия мер ограничительного характера, тема несостоявшегося оплаченного отдыха  за пределами  страны остается актуальной, говорят специалисты Центра гигиены и эпидемиологии в ХМАО.  В этом материале мы постараемся разобраться во всех юридических аспектах.

В настоящее время спорные вопросы, связанные с приостановлением исполнения денежных обязательств туроператоров перед потребителями туристических услуг,   регламентированы в постановлении правительства  РФ от 20.07.2020 г. «Об утверждении положения об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма…».

Новые правила возврата денежных средств за путевки действуют только для туров, которые одновременно отвечают таким условиям:

Проданы туроператором или турагентом, договор заключен до 31 марта 2020 года включительно, должны быть исполнены в 2020 или 2021 году.

В силу все того же положения при исполнении в 2020 и 2021 годах договора туроператор обеспечивает предоставление туристского продукта, предусмотренного договором, либо равнозначного туристского продукта в сроки, определяемые дополнительно по соглашению сторон договора, но не позднее 31 декабря 2021 г.

Когда можно получить обратно средства?

Равнозначным является туристский продукт, потребительские свойства которого (программа пребывания, маршрут и условия путешествия, условия проживания (место нахождения средства размещения, категория гостиницы) и питания, услуги по перевозке туриста в месте временного пребывания, а также дополнительные услуги) соответствуют туристскому продукту, предусмотренному договором. Туроператор не вправе требовать доплату за полностью оплаченный равнозначный туристский продукт, предусмотренной договором, за исключением случая, когда по соглашению сторон потребительские свойства туристского продукта изменены.

Туроператор должен вернуть деньги за путевки до конца 2021 года

При принятии решения о предоставлении равнозначного туристского продукта туроператор направляет заказчику и (или) турагенту, реализующему туристский продукт, сформированный таким туроператором (в случае заключения договора турагентом), в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу указанного постановления уведомление, содержащее обязательство туроператора по предоставлению заказчику не позднее 31 декабря 2021 г. равнозначного туристского продукта. Турагент обязан в течение одного рабочего дня направить заказчику уведомление.

В случае расторжения договора по требованию заказчика, в том числе при отказе заказчика от равнозначного туристского продукта, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31 декабря 2021 г., за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего положения.

И вот эти пункты, которые как раз сегодня и волнуют многих. Согласно п. 6 постановления по требованию заказчика, достигшего возраста 65 лет, либо заказчика, находящегося в трудной жизненной ситуации, наступившей в период действия постановления, указанного в пункте 3 настоящего положения, туроператор обязан возвратить уплаченную заказчиком денежную сумму за туристский продукт в течение 90 календарных дней с даты предъявления указанного требования, но не позднее 31 декабря 2021 г.

Что значит «трудная ситуация»?

Под трудной жизненной ситуацией заказчика понимается любое из следующих обстоятельств: наличие у заказчика инвалидности, подтвержденной в установленном порядке; временная нетрудоспособность заказчика сроком более 2 месяцев подряд; регистрация заказчика в качестве безработного гражданина, который не имеет заработка, в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Кроме этого, туроператор при осуществлении возврата заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм в случаях, предусмотренных пунктами 5-7 настоящего положения, обязан уплатить заказчику проценты за пользование указанными денежными средствами в размере одной триста шестьдесят пятой ключевой ставки ЦБР. Проценты начисляются со дня предъявления заказчиком соответствующего требования до дня возврата заказчику уплаченной за туристский продукт денежной суммы.

кстати
Из-за пандемии в нынешнем сезоне большой популярностью у россиян пользовались внутренние курорты – города Краснодарского края, Крыма, курорты Байкала и Алтая. Однако и они начали принимать гостей ближе к середине лета, поэтому многие просто не рискнули ехать отдыхать в пандемию.

Многих туристов не устраивают новые правила, в которых увеличены сроки исполнения денежных обязательств туроператорами по сравнению с положениями закона «О защите прав потребителей» в сложных для потребителей обстоятельствах. В частности, в судебном порядке оспариваются не только действия туроператора по переносу сроков выплаты денежных средств за несостоявшийся тур  в рамках конкретного договора  о реализации  турпродукта, но и сам  нормативный правовой акт  (положение).

Так, 30 сентября 2020 года Верховный суд вынес решение по административному делу, в соответствии с которым отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими пунктов 5-7 положения.

Эксперты советуют, если у вас не состоялось путешествие, пробуйте договориться с туроператором о предоставлении возможности путешествия в другие сроки, но учитывайте новые условия. Теперь у туроператоров есть право возвращать деньги спустя несколько месяцев – и наказать их неустойкой и штрафами за это не получится. Если вам предлагают перенести тур на другое время, возможно, это лучше, чем отказаться и ждать денег до конца следующего года.

справка
Туристы из России сейчас могут выехать в 30 стран. Правда, большая часть европейских государств закрыта от туристов. Среди стран, которые принимают гостей, – Турция, Египет, ОАЭ, Казахстан, Куба, Греция, Доминикана, Хорватия, Черногория, Мексика и т.д. Но перед покупкой тура лучше обязательно навести справки о ситуации с ковидом в стране.

 

Подготовлено по заказу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре»

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах