Стремительно развиваются технологии. Привычные профессии уходят с рынка труда, и человеку нужно быть готовым к этим переменам. На смену классической модели образования «школа – вуз» пришла концепция lifelong learning – непрерывного обучения в течение всей жизни. Но с какого возраста это обучение нужно начинать?
Этот и другие важные вопросы обсуждались во время прямого эфира с губернатором Югры Натальей Комаровой.
Всему своё время
Неспроста прозвучал во время эфира вопрос от родителей по поводу рассмотрения выдачи сертификатов персонализированного финансирования дополнительного образования (ПФДО) для детей от года – беспокоясь о будущем своих чад, некоторые мамы и папы готовы обучать их буквально с пелёнок. «Интеллект закладывается с раннего детства, а сертификат на получение дополнительного образования можно получить только с 5 лет. Считаю, что это поздно. Почему бы не начать финансировать дополнительное образование начиная с года?» – поступил вопрос от одного из участников встречи. Это предложение прокомментировал директор департамента образования и молодёжной политики Югры Алексей Дренин. Он уверен, что спешить не нужно. «Пять лет – это не поздний срок. Именно такой возраст фигурирует в указе президента о дополнительном образовании. В основе лежит психология развития детей. Именно с пяти лет начинается образовательная деятельность в том виде, в котором мы все её понимаем, начинается подготовка ребёнка к школе. Возраст до пяти лет – это период формирования социально-бытовых навыков, а ведущей деятельностью в развитии является игровая. В этом случае мы говорим о программах именно раннего развития и специализированных программ медицинской направленности, например иппотерапии. Отмечу, что в округе создано 294 центра раннего развития на базе дошкольных учреждений. Родители могут туда обратиться, получить полноценную консультацию и ответы на все вопросы», – отметил Алексей Дренин.
Психологи, нейропсихологи и педагоги всё чаще говорят не о раннем, а именно о своевременном развитии ребёнка, когда не среднестатистический, а конкретный малыш физически и психологически готов к восприятию какой-то информации или овладению каким-либо навыком.
Да будет тьютор!
Были подняты во время эфира и вопросы, касающиеся развития инклюзивного образования. «В группах с особенными детьми необходимы тьюторы, которые будут сопровождать их весь период нахождения в детском саду. Не хватает сурдопедагогов в группах с детьми с нарушением слуха», – сообщили родители.
«В вопросе сопровождения воспитанников образовательных организаций дополнительными специалистами все решения нормативно закреплены. Необходима психолого-медико-педагогическая комиссия, проходя которую формируется образовательный маршрут ребёнка и рекомендуется его сопровождение теми или иными специалистами. Если по результатам комиссии такая рекомендация будет дана, то образовательная организация обязана обеспечить ребёнка соответствующими условиями: услугами тьютора, дополнительными специалистами или направить в группу специализированной направленности, – пояснил Алексей Дренин. – Если образовательная организация по каким-то причинам не справляется, то мы решаем эти вопросы в индивидуальном порядке».
На сегодняшний день в регионе созданы все условия для реализации индивидуально-ориентированных коррекционных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для воспитанников с сахарным диабетом создаются условия в дошкольных учреждениях – методические рекомендации для образовательных организаций в отношении таких детей уже созданы. Кстати, после выпуска из детского сада воспитанник может остаться там ещё на один год. Для получения соответствующего заключения родителям необходимо обратиться в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию. Ребёнок может учиться и на дому. Но чтобы он был обеспечен учебниками, необходимым оборудованием, получил компенсацию затрат на питание, нужно закрепиться за образовательным учреждением и обязательно проходить промежуточную аттестацию.