Примерное время чтения: 7 минут
430

Машина времени. Как раритетные «Победы» из Югры преодолели 10 000 км

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ-Югра 16/05/2018
ГАЗ М-20
ГАЗ М-20 "Победа" на параде в Ханты-Мансийске / Анастасия Баженова / АиФ

Четыре автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа» 1951-55-х годов выпуска и три автомобиля сопровождения участвовали в медиаэкспедиции. О том, какие истории привезли участники проекта - в материале АиФ-Югра. 

«Немец» не выдержал

«Многие говорили, что мы сумасшедшие - ехать на «Победах» в такую даль, ведь машины - не новые. Другая часть думала, что у нас стоят двигатели от BMW, а сами автомобили везут на эвакуаторах, как только выезжаем из города», - улыбаясь, рассказывает главный организатор проекта, председатель Молодежного парламента при Думе Югры Николай Заболотнев.

Все запчасти в «Победах» - оригинальные, кроме аккумуляторов. Мелкие поломки были, но их устраняли. Удивительно то, что в пути сломался немецкий Фольксваген Мультивен, хотя ему - около трех лет. Не доехал до финиша 150 км, пришлось эвакуировать в Нягань. Отечественные автомобили держались до «победного». Перед стартом медиаэкспедиции «Мурманск» пригнали до Тюменской области аж за 4,5 тыс. км, после этого в пути - еще 10 тыс. км.

Большая часть маршрута проходила по безлюдной степи. Поэтому ребята везли с собой газовые плиты, на привале готовили ужин, спали в машинах.

«Внутри диваны - вместо сидений, не как у современных машин, с этим повезло. Один нюанс: нет ни печки, ни кондиционера. Температура за «бортом» совпадает с температурой в машине. В степи Казахстана - плюс 35 градусов. Через несколько часов заезжаешь в Челябинск - там минус три», - рассказывает организатор медиаэкспедиции Асель Стакиева.

"Победы" вернулись в Ханты-Мансийск Фото: Пресс-служба медиаэкспедиции "Победа - одна на всех!"

К слову, она - единственная девушка-водитель за весь проект, с личным рекордом: шесть часов до Астаны за рулем ретро-автомобиля.

Встречает министр обороны

Первая пересеченная граница - Петропавловск (Казахстан). По плану, экспедицию ждали в восемь вечера. В итоге, организаторы прождали до часу ночи в национальных костюмах, с шикарно накрытым столом из восточных блюд, с концертом, оркестром и цветами. И так встречали везде.

«На въезде в Астану нас встретил министр обороны Казахстана. Он рассказал, как на «Победе» ездил к будущей жене на свидания. После дал личный номер телефона: «Звоните в любое время, помогу!». Всю дорогу, что мы ехали по Казахстану, он звонил, спрашивал: «Ребята, как у вас дела? Все ли хорошо?» - говорит Асель.

Дети были в восторге от ретро-автомобилей. Им разрешали посидеть за рулем и нажать на клаксон
Дети были в восторге от ретро-автомобилей. Им разрешали посидеть за рулем и нажать на клаксон Фото: Пресс-служба медиаэкспедиции "Победа - одна на всех!"

История повторилась

Экспедиция посетила часть городов Казахстана и Кыргызстана, дальше - Узбекистан.

«Я не успела получить загранпаспорт и осталась в Шымкенте. Остановилась в местной семье. Накануне разболелась и двое суток проспала с температурой, а они выхаживали меня, как родную. Там ещё трое детей, боялась, что заражу их. Уже прощаясь, благодарю, а отец семейства говорит: «Всё хорошо, не переживай - у вас великая миссия, а история повторяется». В годы войны в Казахстане было много госпиталей, здесь лечили солдат. Так трогательно и символично - единый дух взаимоподдержки и понимания никуда не исчез», - рассказывает участница медиаэкспедиции, педагог-психолог Алена Сафонова.

«Спасибо вам за то, что вы делаете!», - сказал экипажу в Самарканде ветеран Великой Отечественной Войны Евгений Солдатов. В 1944 году его призвали в ряды Красной Армии, служил на втором Белорусском фронте. Здесь совершенно случайно встретил отца, ушедшего защищать Родину двумя годами ранее.

«Прислали меня в Шалаг, решил написать папе письмо. Ответ пришел всего через 2 дня. Выяснилось, что мы рядом служим. Отец пошел к генералу и добился приказа о моем переводе в свою часть. Приказа я, конечно, не видел, - смеется Евгений Солдатов. - Но до окончания войны мы шли бок о бок с отцом».

Самое сложное для экспедиции было - попасть на заводы, где когда-то кипело военное производство. Особенно - в выходной. Но правдами-неправдами все же пробирались. В Нижнем Тагиле на завод попали, благодаря дипломатическому дару оператора группы.

Делегация посетила Уралвагонзавод, г. Нижний Тагил.
Делегация посетила Уралвагонзавод, г. Нижний Тагил. Фото: Пресс-служба медиаэкспедиции "Победа - одна на всех!"

«В каждой машине была рация. Алена читала стихи Симонова, Высоцкого про войну, «Маленького человека» Рождественского. Слушаешь, и комок подкатывает к горлу - в этот момент понимаешь, для чего организована миссия.

Уже на обратном пути заехали в пгт Зеленоборск на митинг. Чиновники говорят серьезную речь, патриотические слова, а дети смотрят на машины, хотят уже к ним пойти, какой еще митинг? Мне вот-вот дадут слово, а что же я скажу ребятишкам? В итоге получилось так: «Дети, здравствуйте! Мы считаем до трех, на счет «три» кричим «Ура!» и бежим фотографироваться!». Представьте огромную бегущую толпу радостных детей. Взрослые говорят: вы нам митинг испортили! А дети залезли на машины, на водителей. Обняли нас, но главное, что мы от них услышали: «Я тебя люблю!». Самый трогательный момент», - вспоминает Николай Заболотнев.

Медиаэкспедиция ГАЗ М-20 в 2018 году
Медиаэкспедиция ГАЗ М-20 в 2018 году Фото: АиФ/ Любовь Панкова

Справка:
Проект «Победа – одна на всех!» зародился в Ханты-Мансийске в 2012 году. Он организован Молодежным парламентом Югры и АНО «Победа – одна на всех». Ежегодно раритетные автомобили из Югры колесят по городам России. В 2013 году участники проехали 12 городов-героев и посетили Брестскую крепость, а в 2015 - повторили путь, который пришлось пройти солдатам, не только защищавшим свое Отечество, но и освобождавшим другие страны от фашизма. В этом году автопробег стал седьмым по счету. Общая протяжённость маршрута экспедиции – 10 000 километров, более чем в 40 городах СНГ и РФ участники провели торжественные встречи.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах