Всплеск заболеваемости коронавирусной инфекцией – это официальная версия приостановки авиасообщения с Турцией и Танзанией – обернулся головной болью для нескольких тысяч югорчан. А ощущение дежавю не покидает даже тех, кто не собирался ехать на родину рахат-лукума и Таркана.
Туроператоры готовятся к очередному наплыву недовольных клиентов, перечитывают договоры и подсчитывают убытки.
Не хотят рисковать
Денис Бычков из Ханты-Мансийска планировал провести вторую половину мая в Грузии. Лететь решил через Стамбул – на этот город приходится 60% билетов на стыковочные рейсы из России. Югорчанин купил билеты и теперь пребывает в растерянности: «В турецкой авиакомпании, которой я собирался лететь, заверили, что вернут деньги за перелёт. Но когда – не сообщили». Если билеты авиаперевозчики соглашаются компенсировать, то с путевками всё сложнее. Особенно если люди хотят вернуть деньги. Решать вопрос приходится через суд. «Подобная ситуация была год назад, но ни один наш клиент не пошёл в суд – все сумели договориться о переносе сроков тура или направления. Сейчас людям предлагают перенести отдых на лето, так как запрет действует до 1 июня, или заменить тур в Турцию альтернативным вариантом по России. Но не у всех туроператоров есть такая возможность», – объясняет директор туристического агентства Тимур Давыдов. По его словам, югорчане не спешат покупать туры на российские курорты: «Люди не хотят рисковать. Выжидают. Возможно, опасаются очередной волны коронавируса. Год назад в это время активнее бронировали отечественное побережье».
Собственник турагентства Денис Ильяков уточнил, что ответственность за возврат денег или обмен путёвок лежит на туроператорах, а агентства выполняют функции продавца. «Мы продали много туров в Турцию на май. Откровенно были в шоке, когда узнали последние новости. Сейчас объясняем людям, что можно сделать в такой ситуации. Но не все понимают, что нашей вины в случившемся нет, – рассуждает Денис Ильяков. – Так может произойти с любой страной, в которой вы собрались отдыхать. Единственный выход – ехать в наши отели и дома отдыха».
Дело в людях
Но не всем нравится южный российский сервис. «Можно возвести великолепные отели, построить шикарные рестораны, набережные, парки, но персонал будет набран из местных жителей, а качество их работы не всегда соответствует стандартам гостеприимства», – рассуждает житель Краснодарского края Антон Колобов. Он перебрался из нашего северного региона на юг 15 лет назад: «Из-за ковида и сложившейся ситуации цены на курортах выросли. Владельцы гостиниц и ресторанов поняли, что поток туристов у них в руках, и смело подняли тарифы. Простой пример. Отель под Анапой, который не уступает турецким по сервису и качеству, в 2018 году обошёлся бы семье из 4 человек в 80-90 тысяч рублей за 14 дней. С питанием по системе «всё включено». Теперь цена в два раза выше», – уточняет Антон.
«Ни один клиент не пошёл в суд – все сумели договориться о переносе сроков тура или направления»
Несколько дней назад Ростуризм опубликовал рейтинг российских городов, которые выбрали россияне для поездок на майские праздники. Вместе с традиционными курортами в него попали Калининград, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Углич и Ростов-на-Дону.