Примерное время чтения: 4 минуты
2938

Не только для оленей. В Югре начали выпускать хлеб и конфеты со мхом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ-Югра 17/01/2018
Мох - естественный консервант и кладезь полезных микроэлементов.
Мох - естественный консервант и кладезь полезных микроэлементов. pixabay.com

Первая производственная линия по переработке сублимированных продуктов из дикоросов начала работать в деревне Русскинской.

Каков мох на вкус?

Уникальность идеи состоит в том, что из непривычного сырья - мха сфагнума (его еще называют белым или болотным мхом), делают полуфабрикаты, которые потом используются в качестве пищевых добавок. Продукция с добавлением мха уже успела завоевать признание на прошедшей в конце 2017 года окружной выставке и вызвать интерес не только в России, но и за рубежом.

Идея заняться сублимированием продуктов от щедрой югорской природы предпринимателю из Сургутского района Андрею Васильевых пришла несколько лет назад. Бизнесмен считает, что за эко-продуктами из мха, ягоды, мяса и рыбы - будущее.

«После войны, в голодные годы, из мха варили кисель, он получался питательным, сытным, этим и спасались, - делится знаниями Андрей Васильевых. - Я и подумал: почему об этом сейчас все забыли? В 70-х в Белоруссии эту тему разрабатывали, изучали, но потом почему-то все заглохло… Сейчас пытаюсь все это разворошить, поднять. Всё новое - хорошо забытое старое».

Сначала родилась идея, затем - бизнес-план. С ним предприниматель обратился в администрацию Сургутского района, которая помогла сделать первые шаги, выделив на организацию производства по переработке дикоросов больше полумиллиона рублей.

Получив стартовый капитал, предприниматель купил оборудование и определился с местом производства. Предлагали на выбор Ульт-Ягун или Русскинскую. Андрей выбрал последнюю и не жалеет: национальная деревня, в которой каждый собирает то, что растет под ногами, да и цех приспособленный - в 30 метрах от реки, по которой ханты из близлежащих деревень будут привозить сырье.

Коренные народы Севера по рекам передвигаются на легких лодках - обласах.
Коренные народы Севера по рекам передвигаются на легких лодках - обласах. Фото: АиФ/ Виктор Журавлев

Кстати, оборудование для переработки не имеет аналогов во всем округе - это лиофильная сушка, причем, отечественного производства, которая сублимирует продукты. Из любого сырья, будь то мох, ягода или оленина, машина удаляет влагу, конечный продукт уменьшается в объемах, сохраняя при этом все вкусовые и питательные свойства.

Ноу-хау в том, что привычные продукты - хлеб или конфеты, выпускаются с необычным составом. Теперь производство этих полуфабрикатов в отдельно взятом муниципалитете Югры поставлено на поток.

Альтернатива Е-добавкам

Андрей Васильевых познакомил гостей с производством, рассказал и показал, как происходит процесс приготовления необычных полуфабрикатов. Исходный продукт - мох сфагнум, хранится в мешках на полке. Его моют, варят на специальной плите, сушат в лиофильной сушке, которая работает еще и как автоклав, уничтожая возможных паразитов. Затем мох дробят и помещают в вакуумные упаковки. Вот, собственно, и все - продукт готов, его можно запускать в производство: в выпечку, добавлять в шоколад, мармелад, соки. Зачем? Мох содержит массу полезных микроэлементов, не портит вкус продуктов и позволяет им оставаться свежими и сочными долгое время. Например, с ним хлеб не черствеет и не покрывается плесенью. И никаких тебе искусственных всевозможных добавок под маркой «Е» - все, оказывается, давно есть в природе, которую мы сегодня так игнорируем...

«Местные жители всегда знали про полезные свойства мха, успешно применяли его в повседневной жизни. Он и как антисептик использовался - им раны перевязывали. В общем-то, всё новое - это хорошо забытое старое, - рассказывает Андрей Васильевых. - Количество мха в хлебе составляет 30%. Все остальное - мука, дрожжи, соль, специи. И стоимость одной булки не может превышать 43 рубля, килограмма конфет - не более 100 рублей».

Мощности производства пока небольшие - до 50 килограммов различной продукции в день. Да и собственной торговой точки нет - предприниматель продает свои добавки, в основном, через социальные сети. Сегодня идут переговоры с сетью одного из крупнейших российских ритейлеров в Югре, чтобы ему выделили отдельную полку в магазине. А еще на окружной выставке его продукцией заинтересовались бизнесмены из Южной Кореи - с ними тоже сейчас идут переговоры. Начинать всегда тяжело, но хочется верить, что интересная идея с переработкой дикоросов, тем более ставшая уже явью, не уйдет со временем в небытие.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах