Сеть авиасообщения в Югре претерпевает изменения. Маршруты исчезают, появляются, меняются цены на билеты. Как это происходит, по каким причинам? Читаете – в материале ugra.aif.ru.
Помощь вскладчину
Чуть менее трёхсот региональных авиамаршрутов субсидируют из российской казны. Югра активно участвует в этой программе, субсидируя как межмуниципальные, так и межрегиональные маршруты (последние – на условиях софинансирования с другими регионами). На эти цели из бюджета округа ежегодно выделяется 1,5 млрд руб.
За четыре года количество субсидируемых регионом авиамаршрутов выросло с 11 до 26. Среди самых востребованных направлений – Екатеринбург, Санкт-Петербург, Томск, Пермь, Новосибирск. «От субъектов России поступает до десятка предложений в год об открытии и софинансировании новых авиамаршрутов: именно так появились рейсы в Челябинск, – отметила глава региона Наталья Комарова. – Компенсация транспортным компаниям выпадающих доходов в виде субсидий позволяет снизить для населения стоимость проезда на авиатранспорте на 77%».
Зайдя на сайты авиакасс, нетрудно убедиться, что из югорских аэропортов можно недорого улететь в ряд крупных российских городов – билеты от 4 тыс. рублей. Правда, по таким демократичным ценам они встречаются не так часто. Покупать билеты лучше загодя.
Оптимизация
В этом году федеральные субсидии авиакомпаниям на рейсы между регионами России были сокращены на 17%. Росавиация вычеркнула ряд региональных маршрутов, в том числе «Белоярский – Екатеринбург». Для жителей севера автономного округа это обернулось неудобствами. «Понимая важность сохранения маршрута для жителей, правительство Югры направило обращение в Росавиацию, и по нему было принято положительное решение, – рассказала Ольга Солнова, будучи и.о. директора департамента дорожного хозяйства и транспорта Югры. – С апреля рейсы выполняются на регулярной основе дважды в неделю, условия субсидирования сохранены».
Правительство Югры продолжает политику поддержки авиаперевозок совместно с авиакомпанией «Ютэйр», выполняющей заказ на социально значимые рейсы. Как заверяет руководство округа, господдержка предприятия будет продолжаться. «В 2022 году в России произошло общее снижение авиаперевозок на 15%, в Югре – менее чем на 1%. Недостаток рейсов из-за закрытия аэропортов Анапа, Геленджик, Краснодар получилось компенсировать открытием новых маршрутов и увеличением частоты рейсов по имеющимся направлениям. В Сочи из Сургута в 2023 году самолёты будут летать десять раз в неделю. При снижении общего числа перевезённых пассажиров менее чем на 5% среднее число пассажиров на одном рейсе с 2020 года выросло на 24%», – пояснил гендиректор «ЮТэйра» Андрей Мартиросов.
Для жителей западной части Югры на базе аэропорта в Нягани формируется новый авиаузел
Не состыковаться
Депутат Думы Югры Андрей Осадчук рад, что среди новых субсидируемых югорских авиамаршрутов есть те, что связывают Нягань с Нижневартовском (рейс один раз в неделю, билеты от 5 тыс. руб.) и Нягань с Берёзово (рейс по средам, от 3 тыс. руб.): «Нижневартовск, Сургут и Ханты-Мансийск давно сформировались в качестве авиахабов, но удобны в основном для жителей восточной и центральной частей округа. Для жителей западной части Югры на базе аэропорта в Нягани формируется новый авиаузел. Вторая неделя после открытия новых авианаправлений завершается оптимистичными новостями. По обоим маршрутам загрузка самолётов заметно увеличилась», – сказал депутат.
Турагенты к новому авиаузлу относятся пока весьма скептически. «У няганских туристов рейсы будут не очень востребованы – мало подходящих стыковок, – считает директор турагентства «Гранд Тур Нягань» Наталья Панина. – Допустим, путешественник летит из Нягани в Нижневартовск 5 июля за 5,8 тыс. руб. В Турцию в этот день там самолёт не вылетает, и на следующий день тоже. Есть туры в Абхазию на чартерном рейсе из Нижневартовска, но вылет 9 июля. Единственный вариант состыковаться – такой же рейс на 13 июля, и для этого из Нягани надо прилететь накануне и заночевать. Неудивительно, что среди клиентов никто не запрашивает поездок через Нижневартовск. Большинство продолжает летать через Екатеринбург, Тюмень: там много рейсов по разным направлениям. Полезно было бы вернуть субсидирование рейсам в Екатеринбург. И организовать прямой рейс в Москву».
Как рассказывал на недавней встрече с окружными депутатами президент ПАО «ЮТэйр» – Пассажирские авиалинии» Олег Семёнов, у авиакомпании уже был опыт создания московских рейсов с запада Югры, которые оказались малочисленны и убыточны. Югорские парламентарии выразили мнение, что эти вопросы нужно решать путём переговоров с федеральными и югорскими властями.
Как рассказывал на недавней встрече с окружными депутатами президент ПАО «ЮТэйр» – Пассажирские авиалинии» Олег Семёнов, у авиакомпании уже был опыт создания московских рейсов с запада Югры, которые оказались малочисленны и убыточны. Югорские парламентарии выразили мнение, что эти вопросы нужно решать путём переговоров с федеральными и югорскими властями.