Из-за ледяного дождя и сильного ветра самолёт с сургутскими шахматистами не смог приземлиться в аэропорту Ханты-Мансийска и вынужден был улететь обратно – чемпионат УрФО по рапиду прошёл без сургуян. Вот так, зачастую неожиданно, погода вмешивается в планы людей. Можно ли всё предсказать заранее? Об этом ugra.aif.ru рассказали авиационные синоптики.
В зоне особого внимания
В Югре авиационный транспорт был и остаётся одним из самых востребованных. Ежегодный объём авиаперевозок – более 1,5 млн человек. Другими словами, за год перевозится почти всё население нашего округа. Но авиация как ни одна другая отрасль экономики зависит от погоды. Её прогнозированием занимаются «авиационные синоптики». Без них ни один самолёт не взлетит и не сядет в аэропортах Югры.
Анна Котова заступает на смену авиационным синоптиком в филиале Севера Сибири «Авиаметтелеком Росгидромета» уже пятый год. Она следит за погодными фронтами на территорях девяти аэропортов, а если понадобится для санитарной авиации или нефтяников, то ещё и на вертодромах и посадочных площадках, общее количество которых порядка 300.
«Мы прогнозируем погоду для конкретной точки – аэродрома, а также на маршруте полёта воздушного судна. Основное внимание уделяем явлениям, которые напрямую влияют на безопасность. Это характер облачности, скорость и направление ветра, турбулентность и обледенение на разных высотах, атмосферное давление, условия видимости, интенсивность осадков, координаты грозовых очагов, высота нижней границы облачности», – рассказывает Котова.
Не самый сложный регион
Югра не самый сложный регион для прогнозирования погоды, но есть своя специфика. С запада округ закрыт Уральскими горами, с севера на него влияет Северный Ледовитый океан, а с юга поступает континентальный тропический воздух из Казахстана. Эти контрасты, когда над зоной полётной ответственности синоптиков встречаются две воздушные массы, создают незабываемые рабочие смены как для лётчиков, так и для самих метеорологов.
«Когда на европейской части страны яблони расцветают, у нас может выпасть снег. Причём днём +20, а ночью – ниже нуля. Если говорить, какие аэродромы у нас самые проблемные в плане погоды, то можно сказать – все», – считает Анна.
«Самолёты не падают от неоправдавшихся прогнозов. Ведь получив прогноз, лётчик сам принимает решение о полёте и контролирует ситуацию. Другой разговор, если самолёт по неоправдавшемуся прогнозу не сможет сесть и уйдёт. Такие случаи бывают. Авиакомпании несут убытки, предъявляют синоптикам претензии. Они хотят, чтобы мы разобрали прогноз и в следующий раз он был более качественным, – рассказывает замдиректора филиала Севера Сибири «Авиаметтелеком Росгидромета» Наталья Иванова. – Не с погодой стало сложнее, а с её прогнозированием. Климат теплеет. Обостряются многие процессы. Происходят явления, которые мы раньше не видели. Например, грозы в январе – феврале, смерчи. Ещё лет 40 назад об этом не догадывались. Для нас это ново, мы подстраиваемся».
Учитывать нужно всё
С 2016 года лётчикам и метеорологам приходится ориентироваться не только на атмосферные явления до стратосферы, где, собственно, самолёты и летают. Но и на так называемую «космическую погоду».
В Югре не было ни одного авиационного происшествия из-за неправильного прогноза
«Это комплекс всего, что происходит на Солнце. Солнечный ветер, магнитная буря и даже дождь из заряженных частиц. Всё, что достигает Земли и влияет на авиацию, связь. Такие сводки мы получаем централизованно, – говорит Наталья Иванова. – С учётом этой информации лётчики могут менять частоту, на которой общаются с диспетчерами, высоту полёта. Но космическая погода влияет и на психоэмоциональное состояние людей. Если экипажи подготовлены, то некоторые пассажиры, как мы видим из сводок происшествий на борту, – нет».
За новейшую историю страны на территории Югры не было ни одного авиационного происшествия из-за неправильного прогноза метеорологов. Их точность составляет более 90%.