aif.ru counter
150

«Буду летать!». О единственной в мире женщине-бортмеханике первого класса

45 лет Николай Григорьевич и Людмила Алексеевна вместе
45 лет Николай Григорьевич и Людмила Алексеевна вместе © / Людмила Кошиль / Из личного архива

Людмила Алексеевна Кошиль, единственная в мире женщина-бортмеханик первого класса, на вертолетах МИ-4, МИ-8, МИ-26 с женским экипажем установила девять рекордов по подъему груза на высоту. Имена легендарных покорителей неба занесены в книгу «Истории отечественной авиации». Людмила Кошиль – член Международной авиационной организации Whirly Girls.

Время выбрало героев

Люда, Люся, а вернее – Люська… Так называли бойкую девчонку в деревне Большетархово Нижневартовского района. Маленькая, шустрая, заводила местной детворы. Отец мечтал о мальчишке, а родилась девочка с золотыми   волосами и удлинённым разрезом глаз. Внешне была похожа на свою мансийскую бабушку Марфу. Как только подросла, стала ездить с отцом на рыбалку, с мамой ходила в лес по грибы и ягоды. Когда на Среднем Приобье начались поиски нефти, отец Людмилы, Алексей Михайлович Жильцов, стал работать в геологоразведочной экспедиции, бригаде известного бурового мастера Григория Норкина. Именно она бурила первую скважину в посёлке Баграс.

Как написала в прологе книги «Первая нефть Баграса» Людмила Кошиль,  «нас с сестрой мать привезла на Баграс в августе 1959 года. Это был маленький поселок, всего несколько домов барачного типа. И рядом буровая. Мама была опытным фельдшером и нанялась работать в экспедицию. Отец приехал позже, на двух больших лодках-неводниках с мотором. На одной доставил корову Зорьку, а на другой – наши вещи. Он устроился в бригаду Григория Ивановича Норкина верховым рабочим. Скважину начали бурить 19 сентября 1959 года».

Яркой вспышкой навсегда запечатлён в памяти Людмилы незабываемый день 24 марта 1961 года, когда из-под земли ударил первый фонтан нефти. Судьбоносным событием стало и появление самолёта. На пуск первой скважины на МИ-1 прилетел легендарный геолог Фарман Салманов. И когда самолёт, словно птица, легко взмыл в небо, впечатление от этого полёта было настолько сильным, что, придя домой, девочка заявила: «Буду летать!» Родители только посмеялись. Ведь до этого Люська хотела быть геологом, моряком. А теперь космонавтом, потому что через три недели после открытия нефти – 12 апреля 1961 года – полетел Юрий Гагарин. Время было поистине героическое.

Как рассказывала Людмила Алексеевна, а мы с ней знакомы много лет, вот так же дед её был потрясен появлением самолёта в Мегионе (тогда ещё деревне). Летчик приглашал всех желающих полетать. Но люди боялись железной птицы. А дед Людмилы трижды перекрестился, сел в самолёт и «прокатился».

Окончив восемь классов, Люда поехала в Омск и, пройдя конкурсный отбор (13 человек на место), поступила в авиационный техникум. По окончании его получила специальность «техник-механик по эксплуатации», направление на работу – в Тюмень, аэропорт Рощино. А через некоторое время она отправилась работать авиатехником в Нижневартовск. А это значит, что приходилось молодой девушке вставать в четыре утра, чтобы вертолеты к полетам готовить. «Работа техником на земле не каждому мужику под силу. На 40-градусном морозе приходилось таскать 22-килограммовые аккумуляторы», – призналась Кошиль. Брови и волосы на челке она спалила керосином при запуске обогревателя для обдувки горячим воздухом вертолета, кожу на пальцах оставила на железных деталях. Поэтому когда понадобилось снять отпечатки пальцев во время поездки в Америку по приглашению ассоциации Whirly Girls, у неё их не оказалось. В посольстве даже пошутили: «Вам можно идти на дело!»

 Многие тогда думали – не выдержит, уйдёт! Но мал золотник, да дорог! «Всё я сумею, всё смогу, я не могу иначе!» – это про неё.  

Бортмеханик гигантского МИ-26        

Судьбоносных событий в жизни Людмилы было немало. В Нижневартовск однажды прилетел вертолёт МИ-8. Командиром экипажа была Инна Копец, вторым пилотом – Валентина Волкова. «Им нужен был бортмеханик. С Инной Андреевной договорились: придет новый вертолет, меня вызовут. А пока нужно было переучиваться», – вспоминала Людмила Алексеевна. Но в учебно-тренировочный центр не отправляли. Поехала в Москву, в министерство гражданской авиации. Благодаря протеже лётчиц попала на приём к замминистра Григорию Портенко, известному военному лётчику, повторившему в годы Великой Отечественной войны подвиг Алексея Маресьева. Посмотрел он на «мои 149 сантиметров роста и спросил: «Зачем тебе это надо?» Я ему в ответ: «А техником на земле легче?» После этих слов Григорий Портенко выдал Людмиле распоряжение, где было написано: «Отношение к женскому полу не может быть препятствием для переучивания на бортмеханика вертолета». Эта справка и стала её пропуском на обучение. Пройдя тренировочную практику в Тюмени, Людмила была принята в Нижневартовский авиаотряд. Там как бортмеханик она освоила три типа вертолетов: МИ-4, МИ-8 и МИ-26 – и 25 лет отдала своей небесной профессии. На гигантском МИ-26 экипажем (командир Инна Копец, первый и второй пилоты Валентина Волкова и Тамара Афанасьева, бортмеханик Людмила Кошиль) после полета испытателей в небо был поднят рекордный груз. Лётчицы установили девять женских мировых и союзных рекордов, которые до сих пор никто не побил. «Американцы не смогли нас обойти», – с гордостью говорит Людмила Алексеевна. 

Люська хотела быть космонавтом, потому что 12 апреля 1961 года полетел Юрий Гагарин

С небес – на землю

Мы встретились с Людмилой Кошиль в думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2006 году. Она была депутатом, я – начальником информационно-аналитического управления. Людмила Алексеевна выделялась среди женской половины депутатского корпуса. Стильная, с безупречной причёской, лёгким макияжем и особенным юношеским задором – лёгкостью в движениях и походке. Подумать было невозможно, что она – представитель мужской профессии. Позже выяснилось, что Людмила Алексеевна ещё и детский писатель. Её «Люськины рассказы», посвященные детским воспоминаниям, стали бестселлером в Югре. Второе издание книги переведено на сургутский, ваховский, берёзовский, казымский и шурышкарский диалекты хантыйского языка для учащихся младшего школьного возраста. Книге для детей Людмилы Кошиль «Первая нефть Баграса» обществом М.А. Кастрена (Финляндия) присуждена поощрительная премия в номинации «Детская и юношеская литература». Рассказ из этой книги «Нефть, как предчувствие» блестяще прочитала в рамках проекта «Читалкин» губернатор Югры Наталья Комарова.

Небесной профессии Людмила Кошиль отдала 25 лет
Небесной профессии Людмила Кошиль отдала 25 лет Фото: Из личного архива/ Людмила Кошиль

Мне припомнилась наша совместная поездка в Калмыкию в составе делегации думы округа. С первых же минут пребывания в Элисте Людмила Алексеевна начала поиски семьи калмыков, которую в годы депортации приютили её земляки. Она отказалась от экскурсий, приёмов, которые были организованы для нашей делегации. Встречалась с калмыками и делилась потом впечатлениями с нами.  

Кожаные куртки, брошенные в угол

Как-то в дружеской беседе Кошиль призналась, что мечтала о профессии офицера спецназа. Сожалела, что время ушло. Любимая песня в ее семье – «Кожаные куртки, брошенные в угол». Это мелодия полярных лётчиков автора Александра Городницкого. Там есть удивительные строки: «Лысые романтики, воздушные бродяги. Наша жизнь – мальчишеские вечные года. Прочь тоску гоните вы, выпитые фляги. Ты, метеослужба, нам счастья нагадай». С тоской и депрессией Людмила справилась. Выучилась на практического психолога, руководила учебным комплексом «Крылья Самотлора» в Нижневартовске и, наконец, стала писателем. Творчество – лучшее лекарство от болезней.

«Я из рода Сумкиных и Змановских, самых первых 40 древних казаков, которых Иван Грозный отправил в Сибирь осваивать подаренные Ермаку земли», – вспоминает Людмила Алексеевна. Так вот откуда эти черты характера: смелость, решительность, тяга к перемене мест.

Кошиль – фамилия мужа, единственного верного спутника жизни. 45 лет объединяют топографа-геодезиста Николая Григорьевича и бортмеханика Людмилу Алексеевну. Мужа она встретила в одном из рейсов и сразу поняла – это тот, о ком мечтала: красивый, крепкий, мужественный. Каждый раз он, провожая в рейс свою малышку, наказывал быть предельно внимательной и осторожной, ведь не на земле работа, а в небесах. Да, непростая была служба: возили оборудование, трубы, продукты питания, вахтовиков на буровые. Есть что вспомнить и о чём рассказать молодому поколению. А кожаные куртки, в данном случае форма бортмеханика, не брошена в угол. В безупречной чистоте висит она на плечиках в шкафу и ждёт того, кто продолжит небесную профессию легендарной ласточки Югры Людмилы Кошиль.  

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах