Сейчас в Югре проживают 473 ребёнка с РАС, но с каждым годом их число растёт. Это неизлечимое состояние, но при правильном подходе дети успешно социализируются. Как развитием особенных детей занимаются родители и власти? Подробности – в материале ugra.aif.ru.
Если не я, то кто?
В самом начале апреля отмечается Всемирный день распространения информации об аутизме. Мы действительно очень мало знаем о расстройстве аутистического спектра (РАС). Дети с такими нарушениями многих пугают, кажутся невоспитанными, но это не так. Жительница Ханты-Мансийска Оксана Евланова. – Она многодетная мама. Её средняя дочь Олеся – особенная.
На каждом этапе взросления у девочки появлялись и появляются задачи, которые нужно учиться решать самостоятельно. Но как? Нужных специалистов в Югре не было, да и сейчас таких мало. Оксана уволилась с высокооплачиваемой перспективной должности в крупной компании и получила профессию коррекционного педагога. Стала работать не только с дочерью, но и с другими детьми. Создала несколько авторских проектов социально-бытовой адаптации. Дети учились посещать публичные места: кино, музеи, кафе, проводить групповые музыкальные и игровые занятия, мастер-классы. А в прошлом году девушка открыла полноценный центр развития детей с особенностями развития.
Жизненный опыт
Все проекты Оксаны основаны на её личном жизненном опыте. Однажды женщину пригласили на публичное мероприятие. Конечно же, нужно было привести себя в порядок. Она выбрала салон красоты, где есть детская зона. Оставила там дочку и ушла делать причёску и макияж. Вышла через полтора часа – ребёнка нет.
«Пока мы её искали – у меня вся жизнь промелькнула перед глазами. Мой ребёнок не склонен к побегам. Первый раз за 13 лет она вышла куда-то без меня. Хорошо, что всё благополучно разрешилось. Но я поняла, что необходимо учить дочь самостоятельности, – вспоминает она. – Начала погружаться в эту тему и искать в интернете практический опыт. А его нет. Какие-то организации занимаются этой проблемой, но чтобы прицельно безопасностью – нет. Не было наработанных приёмов отработки маршрутов и т.д.».
В итоге Оксана сама разработала программу для развития самостоятельности у детей с РАС. На её реализацию нужны были средства. Она подала заявку на грант одной известной нефтегазовой компании и получила его.
«Мы уже набрали десять детей от 6 лет. Каждый родитель заполнил анкету и составил желаемые цели. Например, кому-то актуально научиться спускаться на лифте, другим – дойти от квартиры до детской площадки, вынести мусор, дойти из школы до бабушки и т.д. Помимо того, что родители свои желания озвучили, специалисты будут оценивать ребёнка по уровню развития его коммуникаций. За каждым закреплён специалист и определено по десять тренингов на каждого. У нас много неговорящих детей, поэтому дополнительно мы будем заказывать адресные наклейки, которые можно наклеить на куртку, ветровку. А ещё закажем GPS-трекеры или часы, чтобы следить о передвижениях ребёнка», – поясняет Оксана.
Чему не учат в институтах?
Самостоятельно погружаться в тему работы с детьми с РАС пришлось и заведующей детским садом № 7 «Ёлочка» Инне Ярмановой. Она говорит, что в институтах психологов и педагогов не учат работать с такими детьми. «Когда мы поняли, что в саду стало больше таких малышей, а что с ними делать, мы не знаем, то стали искать возможность повысить нашу квалификацию. Через какое-то время все специалисты прошли курсы, но этих знаний оказалось недостаточно», – рассказывает Инна Ярманова.
Она нашла специалистов из челябинской общественной организации «Звёздный дождь». Они провели семинары для воспитателей. Сейчас в саду несколько небольших инклюзивных групп, где с каждым работают индивидуально.
«Многие наши выпускники успешно осваивают программу школы. Теперь мы знаем, как с ними работать. Дети как дети», – говорит педагог-психолог Оксана Павлова.
А у Оксаны Евлановой скоро наступит новый период – её повзрослевшей дочери нужно будет выбирать профессию.
Знаменитые люди с аутизмом
Вольфганг Амадей Моцарт – музыкальный вундеркинд и, возможно, один из величайших представителей классической музыки.
Чарльз Роберт Дарвин известен своими работами биолога, натуралиста и геолога. Он предложил идею о том, что все виды жизни со временем произошли от общих предков. Предполагается, что у него синдром Аспергера – форма аутизма.
Альберт Эйнштейн один из самых гениальных умов. Его образцовый интеллект и одиночество на самом деле указывают на присутствие на радаре аутизма.