238

Их дело – креатив. Зачем нам арт-резиденции и кому они пригодятся?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ-Югра 17/02/2021
Югра первой среди регионов приняла закон о креативных индустриях
Югра первой среди регионов приняла закон о креативных индустриях / Екатерина Тайлакова / Из личного архива

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Эта цитата из книги «Алиса в Стране чудес» точно характеризует новое для российской действительности явление – креативную экономику.

Югра первой среди регионов приняла закон о креативных индустриях и заявила о желании стать пилотной территорией по отработке этого направления. Прошло полгода. Как закон работает на деле?

Кузница в деле

У Екатерины Тайлаковой из Сургута вместе с мужем собственное небольшое предприятие – кузница. «Сначала было сложно и знакомые говорили, что наше дело – совсем не бизнес.  Сейчас столичные эксперты ставят нас в пример. Ведь нам, «Обской кузнице», удалось организовать интернет-магазин, научиться работать с заказами в регионах России, отправлять продукцию за рубеж и при этом не терять ценности, миссию, умение говорить через свои изделия о своём регионе», – рассказывает Екатерина.

Девушка признаётся, что внимательно изучила закон о креативных индустриях и поняла – это их дело.

«Креатив – синоним творчества. Вы можете заниматься самым обычным делом, но использовать при этом новыетворческие методики. Развитие креативных индустрий –процесс не новый. Единственное отличие – раньше ты как субъект искал ответы на свои вопросы и вёл диалог с организациями при поиске финансирования или другой поддержки, а теперь у тебя будет конкретный помощник – арт-резиденция», – поясняет Екатерина. Она одной из первых записала свою организацию в реестр субъектов креативных индустрий. Для чего? Говорит, что в будущем, когда всех креативщиков в округе посчитают, благодаря такому реестру будет понятен весь потенциал этого сегмента экономики, а лучшие проекты смогут рассчитывать на гранты.

справка
Закон относит к креативной индустрии изобразительное, исполнительское, аудиовизуальное искусства, медиапроекты, информационные технологии, образовательные проекты, архитектуру, научные исследования, брэндинг и маркетинг, туризм, спорт, дизайн и моду.

Ждём резиденцию

В округе уже с этого года начнут открываться арт-резиденции – некие «технопарки» развития креатива, где писатели и композиторы получат необходимую поддержку, чтобы монетизировать свой труд.

«Приведу пример. У нас есть талантливый музыкант, который записывает в домашних условиях песни и мечтает о большой сцене. Он обращается в арт-резиденцию, заручается поддержкой специалистов. Дальше – помощь в записи альбома, его тиражирование, видеоклипы, продюсирование и так далее. Если проект становится денежным, то,соответственно, целая группа творческих людей – от звукорежиссёра до администратора артиста – получают вознаграждение. Такпоявляются новые рабочие места, а креатив вносит свой вклад в экономику региона, пускай пока и несопоставимый с нефтедобычей», – объяснил суть создания арт-резиденций руководитель инициативной группы, один из авторов закона о креативных индустриях Илья Кириченко.

В округе организовали фонд, который поможет креативным проектам

Он напомнил, что скоро округ получит 4 резиденции – в Сургуте, Нижневартовске, Нягани и Ханты-Мансийске. «Закон, который мы разработали, в первую очередь определяет взаимоотношение власти и креативной отрасли. Сейчас прорабатываются и отлаживаются механизмы. Пока можно говорить, что всё существует только в теории, ведь резиденции строятся, а муниципалитеты решают, кто и как будет помогать креативщикам – ведь поддержка от власти также прописана в законе», – говорит Кириченко. 

Поддержка есть?

Советник первого заместителя губернатора Югры Александр Бабушкин рассказал, что после принятия закона о креативе у творческих жителей округа есть два варианта получить денежные средства на бизнес-идею. «Фонд поддержки предпринимателей создал Центр креативных индустрий, а Центр гражданских инициатив совместно с компанией «Газпром» организовал «Эндаумент-фонд». Задача последнего – финансировать лучшие креативные практики в Югре», – пояснил Бабушкин и добавил, что фонд уже принимает креативные проекты от югорчан на конкурс.

Он также рассказал, что, к примеру, в Сургуте местные власти выделили несколько ставок для сотрудников арт-резиденции, которые уже приступили к работе. Их задача – помочь сургутянам в реализации творческих проектов.

«Считаю, что преждевременно рассуждать о том, как повлиял закон на нашу жизнь. Но определённые подвижки уже есть», – считает Александр Бабушкин. 

Кстати
Креативные индустрии не зависят от кризисов. Этот сектор экономики ежегодно растётна 10–15%. Соответствующие программы есть в 25 странах мира, и это не предел. Вклад креативных индустрий, которые развиваются врегиональных центрах, в экономику России– не менее 5%. Экономика городов может получать от 3 до 15% доходов.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

                     
        Самое интересное в регионах