Даже неплохо знакомый с географией России гражданин едва ли сможет себе представить огромный объём работы, который проделывается за короткие летние месяцы ради того, чтобы доставить на арктические и труднодоступные территории грузы и обеспечить там полноценную жизнь населения. Этот объём называется северный завоз. Подробности — в материале ugra.aif.ru.
Районы стратегического значения
Федеральный центр признал ХМАО лидером в организации топливно-энергетической безопасности для удалённых территорий. Опыт округа, включающий автоматизацию мониторинга запасов и гибкие схемы доставки, теперь планируют внедрять в других субъектах РФ.
Всего в мероприятиях северного завоза участвует 21 регион страны и 170 муниципальных образований, в том числе шесть муниципалитетов Югры: Белоярский, Берёзовский, Кондинский, Нижневартовский, Октябрьский и Ханты-Мансийский районы.
«Северный завоз для жителей района имеет определяющее значение. Главный смысл завоза – доставка топливно-энергетических ресурсов: ГСМ, угля. За счёт созданного запаса обеспечивается жизнедеятельность социально-культурной сферы и ЖКХ, работа автомобильного транспорта. Администрация района недавно отчитывалась перед депутатами о работе по доставке грузов северного завоза. В этом году завоз был выполнен досрочно и в полном объёме, и в этом заслуга не только местной власти, но в большей степени – правительства Югры», — говорит депутат думы Берёзовского района Магомет Арапханов.
В августе 2023 года президент России Владимир Путин подписал закон о северном завозе, он вступил в силу 1 апреля 2024 года. Ранее не было единой правовой базы, которая бы регулировала взаимодействие участников процесса, а также определяла их права и обязанности.
В новом законе были введены понятия «территория с ограниченными сроками завоза грузов» и «территория северного завоза». Минвостокразвития стало главным органом, который контролирует северный завоз. Как отмечали экономисты, нормативные положения закона ориентированы на совершенствование перевозок по Северному морскому пути: здесь и строительство новых судов, и модернизация портового хозяйства, и работы по улучшению условий для судоходства на реках — Арктический регион имеет для России большое стратегическое значение.
Кроме того, сейчас Минвостокразвития создаёт информационную систему мониторинга — ГИС «Северный завоз».
«Северный завоз мы закончили в конце мая – начале июня. У нас было несколько позиций: дизтопливо летнее, зимнее, бензины АИ-92 и АИ-95 и уголь. ГСМ мы завозим с первой водой, как начинается навигация. У нас в регионе сложилась надёжная система по обеспечению северного завоза. Муниципалитеты подают заявки на необходимое количество и ассортимент, дальше все вопросы решаются на уровне правительства ХМАО и далее, по мере необходимости, — на федеральном. Мы плотно работаем с Департаментом экономического развития ХМАО-Югры, что из года в год приносит положительные результаты, — отмечает заместитель главы Белоярского района Виталий Ващук. — Грузы по уже отработанной схеме завозятся железнодорожным транспортом до речных портов для перевалки, а затем грузовым флотом доставляются к потребителю. Система действующая. Коренных корректировок не требуется, хотя ежегодные коррективы вносятся исходя из конкретных ситуаций».
Общее дело
Югра при северном завозе обходится поставками ресурсов сибирскими предприятиями, которые обладают мощным промышленным потенциалом. Уголь завозится с шахт и разрезов Кузбасса. Одним из операторов поставки нефтепродуктов выступает «Газпромнефть-Региональные продажи».
«Перед погрузкой топлива все нефтеналивные танкеры проходят строгую регламентную проверку, в ходе которой специалисты лаборатории осуществляют мониторинг готовности судна, проводят контроль качества и замеры количества нефтепродуктов, — пояснили корреспонденту «АиФ» в компании оператора-поставщика. — Для отгрузки нефтепродуктов в танкеры класса «река-море» на Омском НПЗ модернизировали причальную инфраструктуру, обновили трубопроводы и швартовочное оборудование, а также для точности при отгрузке внедрили цифровую систему».
Пока автолюбители крупных городов ХМАО гадают по поводу цен на бензин и дизель и перебоев с поставками топлива на АЗС, жители труднодоступных посёлков спокойны — всё, что было заказано, доставлено в срок.
Комментарий
Олег Белявский, генеральный директор Омского НПЗ:
— Осуществляя поставки нефтепродуктов в северные регионы, Омский НПЗ укрепляет топливную безопасность страны. Там эти ресурсы становятся основой жизнеобеспечения. Мы постоянно совершенствуем технологии экологичной и высокоточной отгрузки продукции. В сложных условиях предприятие выступает гарантом стабильности поставок топлива потребителям на самые трудные территории.
Прямая речь
Руслан Кухарук, губернатор ХМАО-Югры:
— В Югре завершена поставка ресурсов ТЭК в труднодоступные населённые пункты в рамках северного завоза. Запланированный в 2025 году объём поставок выполнен в установленный срок. Водным транспортом по рекам Обь-Иртышского речного бассейна доставили более 27 тысяч тонн топливно-энергетических ресурсов, в том числе 11,2 тысячи тонн нефтепродуктов и 16,0 тысячи тонн угля. Это позволит бесперебойно обеспечивать нужды предприятий ЖКХ, энергетики и социальной сферы в Белоярском, Берёзовском, Кондинском, Нижневартовском, Октябрьском и Ханты-Мансийском районах, где проживает свыше 58 тысяч человек.