По данным переписи населения, которая проводилась 11 лет назад, в России 36 тысяч деревень и посёлков с населением до 10 человек. В 19 тысячах никто не живёт. Интересно, что покажет перепись 2021 года… Почему умирают деревни? Что будет, если они совсем исчезнут с лица Земли? Вопросов всё больше. В поисках ответов журналист «АиФ-Югра» объехала не одно сельское поселение.
На берегу Тумана
По данным Государственного архива Югры, за 85 лет округ потерял 568 сельских поселений. И процесс продолжается. А ведь о некоторых деревнях можно фильмы снимать. Их история – история освоения Сибири. Многие поселения были образованы спецпереселенцами – на Югорскую землю обозы доставили более 37 тысяч раскулаченных крестьян. Точных данных о том, сколько посёлков они построили, нет. Некоторые были засекречены и в списках населённых пунктов не значились. На карты такие посёлки тоже не наносили. У них даже названий не было, только номера.
Есть старожилы, которые записывают свои воспоминания. Но таких единицы. Среди них – Ангелина Карфидова из посёлка Лиственичный Кондинского района. «Сюда раскулачили и сослали моего дедушку. Обоз был большой, ехали долго, люди умирали, и их просто выбрасывали в снег – обоз с переселенцами стоять не может, надо двигаться дальше, – вспоминала Ангелина Павловна. – Высадили спецпереселенцев прямо на берегу озера Туман. По оврагам были вырыты землянки. Построили два барака. Они битком были набиты людьми, семья от семьи занавесками отделялась». В 1931 году ссыльные начали возводить здесь сразу шесть посёлков. Говорят, сдавали по дому каждую неделю…
Причины исчезновения таких поселений понятны. После реабилитации многие бывшие ссыльные просто не захотели здесь оставаться. Из шести посёлков на берегу озера Туман осталось три.
«Куда девашша…»
В посёлке Леушинка Кондинского района когда-то жили трудпереселенцы. Была здесь так называемая «химия». Собирали смолу-живицу и сплавляли лес. Приезжали в посёлок и вольнонаёмные рабочие в поисках лучшей доли. В хорошие времена в посёлке проживало примерно 450 человек. Были клуб, пекарня, магазины, дома строили добротные, на фундаменте. Потом леспромхоз перевели в другое место, и посёлок опустел. Отсутствие работы – одна из самых распространённых причин гибели сельских поселений. В 2004 году Леушинку упразднили. Там осталось лишь несколько пенсионеров. «Плохо мы, конечно, живём, но куда девашша, куда девашша», – причитала Валентина Шулакова, разливая по банкам парное молоко. Холодильника у Валентины не было. Молоко приходилось хранить в колодце. Женщина в одиночку поднимала восьмерых детей. Потом они звали её к себе, в большой посёлок, да Валентина всё откладывала переезд. Объясняла: «Я хочу пока одна, с коровушкой, с землёй пожить. А там дома-то близко-близко понаставили…»
«Люди бы встали старинные, стали бы жить своим хозяйством, всё бы изменилось»
Среди причин гибели сельских поселений Югры и частые подтопления. Так закончили свою двухвековую историю сёла Сухоруково и Базьяны.
«Старожилы говорят, что село меняло своё месторасположение три раза. А потом ещё перестройка ликвидировала все колхозы. Не стало рабочих мест», – рассказала главный методист отдела использования и публикации документов Государственного архива Югры Лидия Завьялова. Для жителей Сухоруково и Базьян построили целый микрорайон в деревне Ярки. 234 человека получили новые квартиры.
Упразднение неперспективных деревень – дело непростое. Нужно, чтобы на переселение были согласны все жители. Например, в Зенково, которое тоже регулярно подтопляло, к единому решению по поводу переезда так и не пришли. Ситуацию с подтоплением могло спасти строительство дамбы. По предварительной оценке специалистов, оно обошлось бы в 385 млн рублей, а затраты на переселение людей – около 200 миллионов. Решение приняли в пользу сохранения села. А чтобы вывести его из категории неперспективных, зенковцы решили развивать туризм – создать деревню в стиле XIX века. Даже грант на это выиграли, почти 700 тысяч рублей.
Легенды Скрипунова
В Югре много сельских поселений, о которых не хочется говорить в прошедшем времени. Например, есть в Ханты-Мансийском районе деревня Скрипунова. Ей более трёхсот лет. Уже одна только история её возникновения похожа на легенду. «Остяки Талимковской инородческой волости заняли у Григория Скрипунова, самаровского ямщика, 30 рублей. Отдавать им было трудно, и они поступились своими угодьями», – рассказал краевед-любитель Фёдор Змановский. Такие ямщицкие поселения начали образовываться по указу царя Михаила Фёдоровича в начале 17 века. В этот период уже существовали крепости Сургут, Берёзово, Салехард, а между ними нужно было организовывать сообщение.
В 1924 году в деревне проживало 212 человек. В 2005-м – три семьи. В том числе Змановские. По сути, Скрипунова – колыбель многих поколений представителей этой славной фамилии. Жили они просто. Продуктами обеспечивали себя сами, воду брали из омута вблизи деревни. «Люди всё жалуются, бастуют, дороги перекрывают, там не нравится, здесь не нравится. А жить-то от этого не легче. Мы взад-вперёд ездить не будем. Это наша земля, нам здесь лучше», – говорила Анна Змановская. «Может, я для того и родился, чтобы деревня жила. Мы бы уехали, её бы уже не было», – вторил матери сын Олег. Так и вышло. Ушли из жизни Олег и Анна Константиновна – умерла деревня. Ее упразднили в 2018 году. Остались там полуразрушенные дома да церковь – ей более 100 лет. «Когда с церкви купол снимали, деньги летели: екатерининские, николаевские, керенские. Я видел своими глазами», – рассказывает уроженец д. Скрипунова Леонид Змановский. Кстати, он, обычный деревенский мальчишка, стал капитаном северного флота. Сегодня храм, он же бывший клуб, больше похож на музей. Здесь и иконы, и старые вещи, и фотографии жителей Скрипунова… Есть поверье, что на месте разрушенного храма всегда остаётся ангел-хранитель. Так вот по большим церковным праздникам из скрипуновской церкви доносятся песнопения. Ангелы службу ведут. Но… услышать это дано не каждому. Вопрос: будет ли беречь этот храм, признанный объектом культурного наследия регионального значения, кто-то помимо ангела-хранителя?
На вопрос, как возродить деревню, Леонид Змановский отвечает: «Люди бы встали старинные, стали бы жить своим хозяйством, всё бы изменилось. И изменится. Молодёжь уже старается прибиваться ближе к сельскому хозяйству. Всё будет. Помяните меня…»
Комментарий
Любовь Овчерюкова, глава с.п. Шапша:
– Нельзя допускать того, чтобы деревни превращались в неперспективные. Василий Семёнович Шукшин говорил, что страна будет укрепляться жителями деревенскими, которые знают цену хлебу, цену слову, цену труду человеческому и живут на земле.
Очень хорошим шагом стало импортозамещение. Россия снова стала сама себя кормить. Но, оказалось, что многие разучились работать. Некоторые доживают до седых волос и не знают, как вскопать грядку и что-то вырастить. Нужно выстраивать политику, при которой человеку с младенчества будут прививать любовь, потребность к труду. Одни фермерские хозяйства не сделают ничего. Потому что фермер – это бизнесмен, который работает не на развитие территории, а на собственный доход. Нужно воспитать человека, который был бы способен повести за собой людей и ставить высокие цели не для того, чтобы получать экономическую выгоду, а для того, чтобы развить территорию. Надо разбудить и воспитать в людях хозяина.
А самое главное, нужны дороги. Чтобы за два-три часа до районного центра была возможность доехать. И люди уже будут прекрасно себя чувствовать и жить.