В регионе 99% детей, оставшихся без родительской заботы, воспитываются в семьях. Всего таких в округе – 7786 человек, и только 30 детей находятся в сиротских учреждениях. Этот факт стал возможен благодаря прогрессивному югорскому опыту работы в этом направлении.
Достижениями надо делиться
На прошлой неделе губернатор Наталья Комарова провела онлайн-встречу с теми, кто помогает молодым людям в адаптации, и с выпускниками, которые уже какое-то время живут самостоятельно.
«Считаю важным, чтобы в автономном округе увеличилось число компетентных наставников для детей и молодежи, попавших в трудную жизненную ситуацию», – сказала губернатор Наталья Комарова. – Число приемных семей и воспитывающихся в них детей за последние пять лет увеличилось более чем в два раза. Автономный округ входит в пятерку регионов – лидеров по стране по снижению выявления детей, оставшихся без попечения родителей. В то же время цель не достигнута, пока хотя бы один ребенок остается без семьи».
Для этого, по мнению главы региона, необходимо тиражировать опыт школы подготовки замещающих родителей в СМИ, социальных сетях, на дискуссионных площадках.
Конструктор социальных практик
Как показала практика, наставничество становится одним из самых эффективных способов социальной и моральной поддержки детей и подростков, которые находятся в трудной жизненной ситуации. У них повышается самооценка, самостоятельность и ответственность. Положительный опыт уже есть.
Преподаватель школы приемных родителей, психолог Ханты-Мансийского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и куратор проекта «Наставники не рядом, а вместе!» Юлия Курилова говорит, что наставничество действительно очень важная и ответственная работа, которую нужно делать профессионально. В проекте есть результаты. Из 14 подопечных все заняты делом – учатся или работают, трое создали семьи и воспитывают детей.
Хантымансиец Андрей Шаламов – директор Центра развития молодежи и поддержки добровольчества «СВОИ ЛЮДИ». Год назад он стал инициатором проекта «Мост в Будущее. Наставники» и на грант губернатора Югры смог начать реализовывать свою идею. Андрей помогает выпускникам как старший товарищ, вместе с соратниками учит не нарваться на подводные камни взрослой жизни.
«Как показывает практика, не всегда молодые люди при выпуске из детского дома или приемной семьи готовы к взрослой жизни. Часто у них нет простейших социальных навыков. Например, они не знают, как и где заплатить за квартиру, получить льготу на оплату коммунальных платежей, трудоустроиться, какие документы необходимы при поступлении в вуз, и так далее. Конечно, таким молодым людям помогают государственные органы, но не все ребята туда хотят обращаться», – рассказывает Андрей Шаламов.
Психолог Няганского центра социальной помощи семье и детям Светлана Шулятьева – тренер, участник внедрения в автономном округе проекта «Конструктор социальных практик. Улучшение качества жизни детей в замещающих семьях».
«В судьбе приемных детей важную роль играет жизненный пример замещающих родителей. Поэтому так важно их учить, – считает она. – Технология индивидуализации работы с замещающими семьями апробирована в Березовском, Кондинском, Октябрьском районах, Нягани, Урае». Светлана предложила тиражировать этот опыт во всех муниципальных образованиях автономного округа.
Многодетная приемная мама
Многодетная мама Милана Валькова воспитывает приемных детей с 1991 года, ее специалитет – «сложные» дети. Милана вырастила 25 приемных ребят, теперь помогает им с внуками. Она участник школы подготовки будущих опекунов, приемных родителей.
«Не всегда молодые люди при выпуске из детского дома или приемной семьи готовы к взрослой жизни»
«Сертификат на получение социально-психологической помощи замещающими семьями позволит самостоятельно выбирать психолога, с которым сложились доверительные отношения при прохождении школы приемного родителя», – сказала она.