По данным Всемирной организации здравоохранения, в прошлом году на Земле насчитывалось 1,2 млрд людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это почти каждый седьмой человек, в том числе и дети. В этой ситуации остро стоит вопрос о развитии инклюзивного образования.
Совершенствуем систему
Сегодня дети-инвалиды вместе с обычными детьми посещают детские сады, школы, а затем профессиональные и высшие учебные заведения, которые придерживаются инклюзивного принципа – это передовая система обучения и большое достижение. Но вопросов по-прежнему остаётся много. Ответы на них искали на окружной конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегия, ресурсы, практики». Она прошла в регионе уже в восьмой раз. В этом году в конференции участвовали психологи и родители особенных детей, учёные, педагоги-практики – всего более 2 700 человек из 22 муниципальных образований Югры, а ещё из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Екатеринбурга, Челябинска, Шадринска и Самары. Конференция проходила в режиме онлайн. Её цель – объединить усилия общественности, учёных и практиков в совершенствовании системы инклюзивного образования на территории Югры. Организатором мероприятия выступили департамент образования и науки Югры и автономное учреждение «Институт развития образования». В рамках конференции работало пять площадок, каждая из которых была посвящена отдельной теме, затрагивающей инклюзивное образование.
«Инклюверсариум» в действии
На конференции работала площадка по реализации проекта сетевого компетентностного центра инклюзивного образования «Инклюверсариум». Об использовании опыта работы сетевого центра рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Гимназия» Елена Воднева. В этом образовательном учреждении создана система комплексной помощи детям с ОВЗ. Сюда входит оказание учащимся психолого-педагогической и медико-социальной помощи, их профессиональная ориентация, совершенствование профессиональных компетенций педагогов и даже повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) детей с ОВЗ. По мнению педагогов, именно такая комплексная работа даёт хорошие результаты.
Остро стоит вопрос о раннем выявлении детей с ОВЗ и своевременном получении ими комплексной помощи
«Обучение организовано по индивидуальным учебным планам, которые утверждаются только после согласования с родителями (законными представителями), – рассказала ugra.aif.ru Елена Воднева. – Все учащиеся с ОВЗ имеют возможность принимать участие в массовых традиционных воспитательных мероприятиях».
По словам Елены Водневой, есть проблемы с трудоустройством выпускников с ОВЗ – в Югорске нет специальных средних профессиональных образовательных организаций для таких учащихся, а на общих основаниях они не выдерживают конкурс.
«К нетрудоустроенным выпускникам прикреплены педагоги-наставники. Составлены индивидуальные планы по оказанию помощи. В число мероприятий плана включены индивидуальные занятия с педагогом-психологом и учителем-дефектологом, направленные на развитие навыков саморегуляции, самоконтроля, стрессоустойчивости, профессиональное самоопределение. Налажена связь с семьёй», – поясняет Елена Воднева.
По мнению учителя-логопеда Нины Копысовой и её коллеги педагога-психолога Олеси Цицулиной из детского сада «Фантазия» (Пыть-Ях), остро стоит вопрос о раннем выявлении детей с ОВЗ и своевременном получении ими комплексной помощи.
«Наша образовательная организация имеет опыт работы с детьми в условиях «Лекотеки». Это специально организованная развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на стимуляцию игровой деятельности, выявление и коррекцию особенностей развития детей в раннем и дошкольном возрасте, – рассказали эксперты. – Основной формой в «Лекотеке» являются индивидуальные и групповые игровые сеансы с включением членов семьи».
А педагог-психолог Татьяна Семёнова и учитель-логопед Наталья Велижанина из детского сада «Радуга» (Югорск) обратили внимание участников конференции на то, что одной из важнейших и ответственных форм работы с детьми с ОВЗ является взаимодействие специалистов. «Координатором взаимодействия педагогов является методист, – делятся опытом эксперты. – Узкие специалисты занимаются воспитанием детей, экспериментируют, находят и внедряют новые технологии обучения и воспитания».
На виртуальных площадках конференции были выложены статьи, видеодоклады, отражающие современные подходы и практики. С ними можно было ознакомиться и принять участие в обсуждении. Работа на конференции получилась насыщенной и продуктивной.