В окружном правительстве появился новый человек. Наталья Ларионова – успешный предприниматель из Екатеринбурга, занимает теперь должность начальника управления туризма департамента промышленности Югры. О том, какие она видит возможности для развития туризма в округе и какие задачи перед собой ставит, – в нашем интервью.
Турист-то не едет…
Оксана Шуман, «АиФ-Югра»: Наталья Ивановна, вы построили успешный бизнес. И вдруг решили стать чиновником. Зачем вам это нужно?
Наталья Ларионова: Для меня это было важное и серьёзное решение. Мне интересна эта работа, её масштабы. Я хочу быть полезной для Югры. Прежде чем ответить на предложение правительства, я приехала в Ханты-Мансийск, чтобы посмотреть на город, прочувствовать, каков он, мой или нет. Я не люблю мегаполисы, предпочитаю города маленькие, уютные и душевные. У вас как раз то, что надо. Мне очень нравится тема слияния двух могучих рек Оби и Иртыша, таинство территории. Пока мне Югра кажется недолюбленной, не до конца открытой. Хочется подарить её всем, особенно друзьям, которые уже просят показать им красоты Сибири. А мои проекты в Екатеринбурге живут, я передала их в надёжные руки, иначе не смогла бы оставить.
– Вы уже начали встречаться с предпринимателями, провели встречу с Октябрьским районом. Удалось ли власти и бизнесу услышать друг друга?
– Круг задач мне ясен. Нужно оживить туриндустрию, создать условия для развития бизнеса, помочь предпринимателям поверить в себя и стать активнее. В ближайшее время планирую посетить каждый муниципалитет, посмотреть, какими туристскими ресурсами обладает округ. Учитывая мой профессиональный опыт и тот факт, что всю жизнь я раскручивала какие-то бизнес-проекты, мне будет проще увидеть и оценить ситуацию со стороны.
– Какие-то интересные проекты уже отметили для себя?
– Сделано, безусловно, многое. Теперь нужно эти турпродукты красиво упаковать и донести до потребителя. Например, должен быть точный календарь событий, чтобы было понятно когда и что будет происходить. Как продавать событие, если мы не знаем его точной даты и времени? Бренды, которые есть, например, «Ханты-Мансийск – новогодняя столица», надо развивать и реализовывать. Проект ведь очень интересный. То же самое с «Резиденцией ёлки». Раз заявили, что она есть, – надо построить! Проект «Региональный туристический портал – vizitugra.ru» замечательный. Это единая цифровая туристическая платформа, многоцелевой инструмент, полезный как туристам для выбора и бронирования туров, так и для туристических компаний. Пока, к сожалению, активность среди предпринимателей не велика. Они говорят: «Турист-то не едет». А как он поедет, если не знает куда? К сожалению, многие предприниматели предпочитают пока находиться в тени, бизнес не легализуют, налогов не платят, поэтому не хотят «светиться» на платформе. Наша задача вести разъяснительную работу на этот счёт. Ведь у легальной деятельности есть свои плюсы.
Во многих регионах России в этом году был туристический бум, но он почему-то не обрушился на Югру…
– Какие, например?
– В Югре активно поддерживают бизнес, причём не только туристический. Есть субсидии – это невозвратные деньги, есть гранты – этот инструмент тоже хорошо развит, есть возможность получить займы через Фонд развития Югры под низкие проценты. Но чтобы всем этим пользоваться, бизнес должен быть легальным, честным и без долгов. Если бы у нас в Свердловской области были такие возможности, предприниматели бы их с руками оторвали…
Ресурсы интереса
– На ваш взгляд, какова ситуация в местной туриндустрии?
– Регион характеризуется большими расстояниями, поэтому есть проблемы с автобусным туристическим транспортом – его стоимость высока, сложно с авиаперевозками между муниципальными образованиями. Вопросов много, мы их потихонечку будем решать. Традиционно туризм находится на стыке разных направлений экономики, но пока он не на коне и есть над чем работать.
– Это не антиресурсы, это ресурсы интереса. Ведь не везде есть морозы и снег. А мошкара и комары, которыми меня пугали, оказались не такими уж и страшными. Хотя комары здесь всё же мощнее, чем в Екатеринбурге. Но не критично.
– Развитие каких направлений может принести региону экономическую выгоду?
– Конечно, событийный туризм, конечно, этника. И, считаю, что каждый регион должен развивать детский туризм. Он помогает узнать свою родину. Без нового поколения туристов, которые вырастут на патриотизме, знаниях своих достопримечательностей, любви и уважении к своей родине, у нас ничего не выйдет.
А форм работы с детьми очень много. Можно просто водить их на экскурсии по музеям, но это скучно. А можно съездить на предприятие и посмотреть, как пекут хлеб, добывают нефть, выращивают рыбу на рыборазводном заводе. Сейчас мы вместе с Агентством стратегических инициатив (АСИ) запускаем в Югре пилотный проект по промышленному туризму. Выберем в округе пять предприятий, сделаем на их базе туристические объекты, которые смогут посещать и дети в том числе.
– Согласна, организовать тур целого класса трудно, много ограничений, которые на корню убивают детский туризм. Но мы совместно с департаментом образования и молодёжной политики начнём работать в этом направлении.
Есть национальная программа детского туризма «Моя Россия», её курирует Министерство культуры РФ. Благодаря ей дети той или иной территории могут бесплатно выезжать за пределы своих областей на экскурсионные туры. Программа работает с 2013 года, но Югры в ней до сих пор нет. Постараемся, чтобы и наш регион был включён в эту программу.
Нам предстоит большая работа. Надо протестировать множество трендов: легендирование, сказочных героев, мифологию, этнографию и другие.
Местечковый уровень?
– Туристическая отрасль начинает вставать на ноги после пандемии или до этого ещё далеко?
– Вы знаете, если бы не пандемия, то наши соотечественники вряд ли стали так активно ездить по своей родине. В Калининграде, Бурятии, Карелии, на Байкале, Кавказе, в Дагестане, Чечне в этом году был просто туристический бум, который почему-то не обрушился на Югру. Нам предстоит протестировать множество трендов: легендирование, сказочных героев, мифологию, этнографию и другие. Пока автономный округ зарабатывает на своём внутреннем туристе. Кстати, я заметила, как некоторые работники музеев удивляются, когда к ним заходят туристы из других регионов. Этим они обесценивают свою работу, опускают её на местечковый уровень. Пока ты сам не полюбишь себя и своей проект, его не полюбит никто. В туристическом бизнесе самое главное – любовь к тому, чем ты занят, и к людям – туристам.