ХМАО отметил 89-летний День рождения. «АиФ-Югра» перелистал страницы истории региона, и решил вспомнить тех, кто повлиял на становление территории и её имидж.
Первооткрыватель сибирской нефти…
Говоря о становлении газоносного региона первым в голову приходит выдающаяся личность Фармана Салманова. В 1954 году он окончил Азербайджанский индустриальный института по специальности «горный инженер-геолог» и по распределению направлен искать нефть в Кузбассе. Два года проработал там и посчитал бесперспективным поиск нефти на этой территории. В августе 1957 года самовольно и тайком увел свою геологическую партию в Сургут, уверенный в том, что там есть нефть. Салманова пытались отстранить от работы и судить, однако он продолжал бурение. Позднее Салманов вспоминал: «Шуму было много, мы же связь отключили. С должности меня хотели снять. Но, в конце концов, разрешили остаться. Сначала ютились на вокзале вместе с женами и детьми. А 21 марта 1961 года, на мой любимый азербайджанский праздник — Новруз байрам, первая скважина в районе селения Мегион дала фонтан нефти. Я прыгал и кричал: «Мы победили!»
Всем своим оппонентам Салманов отправил письма одного содержания: «Уважаемый товарищ, в Мегионе на скважине № 1 с глубины 2180 метров получен фонтан нефти. Ясно? С уважением, Фарман Салманов». Оппоненты ответили, что это природная аномалия, что через пару недель скважина иссякнет, и что большой нефти в Западной Сибири не может быть. После того, как и из второй скважины в районе Усть-Балыка забил фонтан, Салманов отправил начальству радиограмму: «Скважина лупит по всем правилам», а Никите Хрущёву телеграмму следующего содержания: «Я нашел нефть. Вот так, Салманов». Именно эта история вошла в основу художественного фильма о нефтянике «Были», который сейчас снимают в округе. А аэропорт Сургута в этом году получил имя Салманова.
Первая женщина-врач из народа ханты
Ее называли «Эви-доктор», в переводе с хантыйского – «Девушка-доктор». Она стала первым врачом из женщин малочисленного народа ханты.
Елена Сагандукова, депутат Верховного Совета РСФСР, главный врач детского противотуберкулезного санатория Ханты-Мансийского автономного округа. Она родилась в юртах Наунак Ларьякского сельского Совета в хантыйской семье. Выучилась в Ханты-Мансийской фельдшерско-акушерской школе, работала заведующей фельдшерским пунктом в юртах Проточных, фельдшером участковой больницы в селе Полноват. В сентябре 1945 года поехала на учебу в Омский медицинский институт. После получения диплома работала врачом-педиатром в Ханты-Мансийской окружной больнице, после - ординатором хирургического отделения окружной больницы, возглавляла окружной отдел здравоохранения и благодаря ее непосредственному настойчивому открылся детский туберкулезный санаторий.
Краевед, писатель Леонид Струсь посвятил Елене Сагандуковой часть книги «Доктора земли обетованной». Он рассказал «АиФ-Югра» как ему пришла эта идея.
«Мысль издать книгу о первом враче народа ханты возникла, когда я зашел на южное кладбище и случайно увидел, в каком заброшенном состоянии находится ее могила. Начал искать людей, близких для нее, стал по крупицам собирать воспоминания о ней. Со временем мы обустроили могилу, поставили памятник. Накапливались материалы о судьбе Эви-доктора (как ласково и с уважением называли ее по-хантыйски местные жители), которые было необходимо свести в единое целое», - пояснил писатель.
«Душа России»
Ни один национальный праздник, фестиваль или форум в округе не проходит без ее активно участия. Мария Волдина – народная сказительница, исполнительница обрядового фольклора, народных песен, первая хантыйская поэтесса, руководитель фольклорной школы.
Ее народному самодеятельному коллективу – семейному фольклорно-этнографическому ансамблю «Ешак най» уже больше 30 лет. Она родилась в 1936 году и всю жизнь прожила в округе, отдав более 25 лет своей работе корреспондентом окружного радио «Югория». Недавно она получила премию правительства страны «Душа России» за вклад в развитие творчества.
Звания «Почетный жителю Югры удостоены 52 человека
«Жизнь и творческий путь Марии Кузьминичны– сказание о прошлом, настоящем и будущем нашей земли. Она – югорский характер, знаток наших традиций и культуры. Эта женщина создала семейный ансамбль, собрала всю семью и дала им дело, поручила большую важную задачу сохранять культуру народа», - так о Волдиной высказалась губернатор ХМАО Наталья Комарова.
Легенда спорта
Виктор Башмаков, ветеран Великой Отечественной. За несколько недель до окончания войны получил серьезное ранение, вследствие чего была ампутирована левая рука. Однако он не сдался и продолжал полноценно жить – учился, обзавелся семьей и детьми, занимался спортом, был неоднократным участником общероссийских и международных марафонов по бегу. Он работал заведующим отделом культуры, народным судьей, членом окружного суда, депутатом городского совета, членом президиума окружного спорткомитета. За спортивные достижения на протяжении пяти с половиной десятилетий Виктору Яковлевичу присвоено немало почетных званий.
«Имя Виктора Башмакова навсегда останется в истории Югры. Пример его жизни поможет понять современному поколению историю страны, характер тех, кто воевал, кто ковал Великую победу. Мы знаем и помним его как настоящего югорчанина, человека с сильным характером и с открытой доброй душой», - рассказала «АиФ-Югра» писатель, журналист Галина Захарова.
Особый «почерк» художника
«Мой первый визит в округ - посещение музея художника Геннадия Райшева. Он самый известный, самый солидный художник вашего региона. У него потрясающие картины», - говорит чрезвычайный и полномочный посол Франции в России Сильви Берманн.
Сам Райшев всего на 4 года младше Югры. Здесь он и родился. Заслуженный художник России с 2006 года, член Союза художников СССР, почетный академик Академии искусств и художественных ремесел им. Демидовых. Персональные выставки Райшева проводились в Ханты-Мансийске, Cypгуте, Екатеринбурге, Тюмени, Тобольске, Карпинске, Москве, Будапеште, Йоэнсуу (Финляндия), в других городах.
Живописные и графические произведения мастера занимают достойное место во многих музейных коллекциях России и Европы. Прошел путь от реализма «сурового стиля» до символизма обобщенно-знаковой модели мира. К началу 70-х годов складывается самобытный творческий «почерк» художника. Об изобразительном стиле мастера много спорят искусствоведы. В своих поисках он опирается на традиции народного искусства обских угров, других этнических общностей, проживающих в Сибири.