Примерное время чтения: 7 минут
102

Радоница. Священник – о том, как правильно поминать усопших в цифровую эпоху

Маргарита Вольфсон / АиФ

Вторник второй недели после Пасхи – особый день в православном календаре. Радоница, день поминовения усопших, соединяет в себе пасхальную радость и светлую печаль воспоминаний. Как современному человеку, живущему в бешеном ритме мегаполиса, правильно отметить этот день? Можно ли заказывать поминовение онлайн? Почему традиция оставлять еду на могилах вызывает тревогу у священников? На эти и другие вопросы ответил иерей Игорь Логвин, настоятель храма в честь преподобного Сергия Радонежского в Ханты-Мансийске.

«Мы приходим не к мёртвым, а к живым»

Маргарита Вольфсон, «АиФ-Югра»: Отец Игорь, почему церковь выделила особый день для поминовения усопших именно в пасхальный период?

Игорь Логвин: Вы знаете, в этом глубокий богословский смысл. Радоница всегда приходится на вторник Фоминой недели неслучайно. Мы только что праздновали Пасху – торжество жизни над смертью. И вот теперь, окрылённые этой радостью, мы несём её нашим усопшим. Ведь для Бога нет мёртвых – у него все живы. Этот день учит нас особому отношению к смерти. Мы приходим не к холодным могилам, а к нашим дорогим людям, которые, мы верим, живы во Христе. Поэтому в народе и появилось такое красивое название – Радоница от слова «радость». Это день не скорби, а светлой памяти и надежды.

– Как правильно провести этот день с точки зрения церковной традиции?

– Идеальный вариант – прийти в этот день в церковь на службу. Подать записки, помолиться, заказать панихиду – особую службу по усопшим. Затем уже идти на кладбище – не для того, чтобы «проведать» усопших (это языческое представление), а, чтобы помолиться там, где покоится их тело.

На могиле хорошо совершить литию – краткую заупокойную службу. Если нет возможности пригласить священника, можно прочитать её самому. В наших молитвословах есть сокращённый вариант для мирян. Можно прочитать у могилки Пасхальный канон, стихиры Пасхи или радостные псалмы. Помолиться об усопших можно в любом месте, в любое удобное время – но особенно в храме Божием. Ведь не в всех есть возможность побывать на могилке у родных, если они далеко.

«Водка на могиле – кощунство, а не поминовение»

– Отец, с какими самыми распространёнными заблуждениями вам приходится сталкиваться в этот день?

– К сожалению, их много. Самое вопиющее – это превращение поминального дня в пьянку. Помянуть – значит помолиться! Люди ставят рюмки, выливают водку на могилу, оставляют сигареты... Это не просто суеверие – это прямое кощунство! Вы представляете, что чувствует душа усопшего, когда вместо молитвы за неё родные устраивают попойку? Ведь мы верим, что душа всё видит и слышит. Это, как если бы к вам в день рождения вместо добрых пожеланий гости начали бы напиваться у вас на столе.

Не менее печально, когда люди приходят на кладбище, оставляют еду, но даже не перекрестятся. Получается, мы продолжаем языческие традиции, когда верили, что покойник должен «покушать». Но душа не нуждается в борще или конфетах! Ей нужна наша молитва. Лучше сделать доброе дело, собрать продукты, принести в храм или дать нуждающимся, старикам или многодетным, нищим, сиротам или инвалидам и попросить, чтобы помолились об упокоении раба Божьего (имя усопшего) вот самое лучшее проведение Радоницы.

Вспомните историю Киево-Печерской Лавры, когда на пасхальное приветствие преподобного Дионисия святые отцы, в пещерах почивающие, ответили «Воистину Воскресе!». Почему бы и нам, придя с молитвой на кладбище, не сказать нашим усопшим с радостью в сердце «Христос Воскресе!». Ведь православные ждут Воскресения мертвых! Жизнь на земле, временная, не совершенная и незначительная в соотношении бесконечном созерцании Бога и его любви.

 – А как относиться к традиции устраивать поминальные обеды?

– Поминальная трапеза сама по себе не запрещена. Но важно понимать её смысл. Это не «кормление души», а возможность в кругу близких вспомнить усопшего, помолиться за него. Главное, чтобы обед не превращался в застолье с алкоголем. Лучше в этот день подать милостыню, помочь нуждающимся – это будет настоящей помощью душе усопшего.

«Интернет – инструмент, но не замена молитвы»

– Как современные технологии влияют на традиции поминовения?

– С одной стороны, интернет даёт прекрасные возможности. Многие храмы теперь принимают записки онлайн – это большое подспорье для тех, кто физически не может прийти в церковь. Есть приложения с молитвами, онлайн-трансляции служб... Это объединяет верующих с храмами и монастырями, если они не могут лично присутствовать по тем или иным причинам. Но здесь есть и опасность. Некоторые люди начинают воспринимать духовную жизнь как некий «онлайн-сервис»: кликнул – и всё, совесть чиста. Подал записку через интернет – и можно на кладбище не ходить. Это неправильно. Технологии должны помогать, а не заменять живое общение с Богом и памятью о близких.

— Что вы думаете о виртуальных кладбищах и «стенах памяти» в соцсетях?

— Если это помогает человеку пережить горе – почему нет? Особенно для молодёжи, которая живёт в цифровом пространстве. Но важно помнить: никакая виртуальная страничка не заменит реальной молитвы. Можно поставить сто свечей на аватарке, но если при этом не молишься – это просто игра.

— Стоит ли брать детей на кладбище?

— Не только стоит, но и нужно! Конечно, если это не младенец в коляске. Детям важно с ранних лет учиться правильно относиться к смерти. Я всегда советую родителям: перед посещением кладбища поговорите с ребёнком. Объясните, что здесь покоятся его предки, что мы приходим не «к мёртвым», а к тем, кто перешёл в другую жизнь. Пусть ребёнок поставит свечку, вместе с вами прочитает короткую молитву. Это воспитывает в детях уважение к семейной памяти. Поверьте, когда такие дети вырастут, они не будут оставлять на могилах водку – они будут приходить с молитвой.

«Самое страшное – это не смерть, а забвение»

– Расскажите, пожалуйста, о трогательных моментах, связанных с Радоницей?

– Много моментов, все не пересказать. Но самое хорошее, когда люди начинают понимать смысл посещения кладбища и как им это помогает преодолеть горе.  Год назад в Пасхальную седмицу хоронили у нас мужчину. Жена его раньше, говорит, не могла на кладбище ходить, не уютно было на душе. А теперь она сидит рядом с могилкой, разговаривает с мужем, и так хорошо, что уходить не хочет. На самом деле, усопшие рядом, в наших сердцах, нашей памяти и нашей молитве. Ведь любовь, если она, конечно, есть – после смерти никуда не исчезает.

– Как вера в воскресение Христа влияет на наше восприятие смерти?

 – «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15:22).

Смерть бывает двоякая – духовная и физическая, так и воскресение бывает двоякое – духовное и физическое. Духовная смерть Адама была в утрате общения с Богом и это привело его к физической смерти.  

В результате все люди были нравственно повреждены. Воскресение Христово является началом нашего духовного воскресения, а также нравственного возрождения. И это приводит человека к его физическому воскресению уже на земле, через благодать воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.

Об этом говорит Сам Господь: «наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5:25)

– Батюшка, что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

– Помните, что самое страшное для человека – не смерть, а забвение. Когда о нём перестают молиться, когда память стирается. Радоница – прекрасный повод остановиться в этом бешеном ритме жизни. Прийти в храм. Посетить могилы близких. Вспомнить тех, кого с нами нет. И самое главное – помолиться за них. Потому что наша молитва – это та самая ниточка, которая связывает нас с нашими усопшими. И пока мы помним, пока молимся – они по-настоящему живы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах