Югорчанин Вячеслав Покалюхин награжден медалью за участие в военной операции в Сирии. Мужчина рассказал корреспонденту АиФ-Югра о буднях на легендарном корабле «Сметливый», о том, что такое «машковать» «шкафуты», а также о походе в Сирию.
Будущий «черноморец»
Вячеслава отчислили из Югорского госуниверситета на третьем курсе – не смог сдать разницу в предметах после перевода из Питерского вуза. Пришла повестка. Молодой человек признается, что особого желания служить тогда не было, тем не менее 16 июня 2015 года состоялся призыв. В тот день и началась дорога к главному приключению в его жизни – военного похода в Сирию.
Из Югры будущего «черноморца» увезли в Севастополь. «Купили» прибывшие оттуда мичманы. Вячеславу предоставился выбор: флот или морская пехота – служили по сути на одном корабле, но всё же функции разные. Две недели «учебки» – строевая подготовка, стрельбы, инструктаж и торжественная присяга.
«Когда впервые поднимались на борт сторожевого корабля СКР «Сметливый», было волнительно. Нас встречала команда корабля: матросы-срочники, мичманы и офицеры. Большой, грозный корабль шарового цвета, длиной, наверное, в три футбольных поля», – вспоминая этот момент Вячеслав оживляется. Корабль со славной историей, можно сказать, ветеран.
По распределению призывник из Югры оказался в Боевой части - 3 (минно-торпедная). Будучи по должности «Электриком ПЛО» (противолодочного оружия) занимался наведением РБУ-6000 (реактивная бомбометная установка) и торпедного аппарата. Дело нешуточное, требует знаний компьютерной техники и способностей к вычислениям.
Как «машковать» «шкафуты»?
Очень экономно расходуется на корабле пресная вода, особенно в походе. Есть конечно фильтры морской воды, но ресурс строго ограничен. Вода по расписанию. А ведь нужно не только утолить жажду, умыться, постирать форму, но и как следует «машковать» «шкафуты». «Машкой» называют тяжелую швабру из толстой трости и ветоши из каната. «Шкафут» – верхняя палуба.
Содержать в чистоте корабль – обязанность всех матросов, Вячеслав рассказывает: «Нашей боевой части достался правый «шкафут», по которому передвигались в том числе офицеры, все должно быть идеально». Нужно подкрасить, зашпаклевать, вымыть и натереть отработанным топливом, чтобы было черного цвета и блестело. Это занимает большую часть распорядка дня матроса.
Были и сложные моменты в службе. «Было нелегко, когда летом корабль стоял в плавучем доке. Металл сильно нагревается, и внутри корабля настоящая баня – жарко и душно. По возможности обливались холодной водой из крана, в жару самое то. Зимой такая вода, конечно, не особо радует. С горячей было сложно. Такое испытание выдерживали не все. Приходили беседовать психологи. Некоторых моряков переводили на другие корабли. Я справился и остался на «Сметливом». Ещё напрягало суровое обращение командного состава, но это нормально, всё-таки это - армия».
Вячеслав с улыбкой вспоминает флотские забавы. Однажды связали на полдня, уснувшего на посту старлея, в наказание за халатность. В другой раз «контрактник» потерял рацию, всех строили каждые пять-десять минут, заставляли искать, но рация канула в пучине морской и всё как-то разрешилось.
Поход к сирийским берегам
В 2015 году, когда Вячеслав проходил службу, в Сирии шли активные боевые действия на суше. Сторожевой корабль СКР «Сметливый» в поход. Основной задачей было сопровождение и охрана грузовых судов.
«Мы выступили из Севастополя, прошли четыре моря: Черное, Мраморное, Эгейское, Средиземное. Перед походом были серьёзные проверки корабля и команды. У каждого моряка имелась боевая книжка, где прописаны все обязанности. Это было большое путешествие в далёкие края, где я никогда не бывал. Опасно, и потому круто! Мы шли по пятам американского военного корабля, и вели эхолокационную слежку за их подводной лодкой. Был азарт. Командир ждал, когда они всплывут, чтобы сделать фото. В такие моменты команда корабля, все боевые части, будто единое целое, это дорогого стоит – незабываемое впечатление. На пути следования в сирийский порт Тартус совершили визит в город Патры (Греция), там на корабль были переданы частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного – в дар Черноморскому флоту. Чувствовалось, что причастен к большому важному делу».
Известен нашумевший «инцидент в Эгейском море», произошедший 13 декабря 2015 года, с участием СКР «Сметливый», Вячеслав тогда был там. Произошло сближение турецкого сейнера (рыбопром. судна) с «Сметливым» недалеко от острова Лемнос. Команда сейнера не реагировала на сигналы и радиоконтакт. При сближении до 600 метров российские моряки применили стрелковое оружие, чтобы предотвратить столкновение судов. Сейнер резко сменил курс и удалился.
«Мы не понимали почему они себя так повели. А ещё случай со сбитым боевым самолётом, когда наш, российский лётчик попал в плен. Было жутко, ведь могло случиться что угодно. Вроде не наша война, но мы помогаем одной из сторон, значит и нас могли зацепить», - говорит молодой человек.
После армии
Вячеслав получил медаль от Министерства обороны РФ – «Участнику военной операции в Сирии». Весь год службы, кроме двух недель «учебки», прошел на СКР «Сметливый», в последние две недели окончания службы был переведен на корабль «Керчь». Благополучно исполнил служебный долг и вернулся домой живой и здоровый.
Сейчас Вячеслав работает в банке специалистом. У него есть любимая девушка Анна, они вместе ещё со школы. Аня ждала своего героя из армии. Молодой человек любит кино, играет в компьютерные игры – все как у всех. Но не у всех в жизни бывает такое приключение, о котором можно с гордостью рассказывать внукам и правнукам.