Переменой статуса оборачивались для Сургута примерно каждые 30-60 лет в промежутке около двух столетий – в XIX и XX вв.: город бывал и уездным, и заштатным, районным селом и городом окружного значения. Как при этом менялось сургутское общество, описано в сохранившихся документах.
С момента своего основания и поныне в Сургуте часто происходили значительные перемены, а его жители привыкали к превратностям судьбы.
Известно также, что город основали казаки. Но уже около трех столетий спустя поменялся и облик его жителей, и род их занятий.
Казаки – мещане
Самыми первыми жителями Сургута были казаки, и именно служилые люди преобладали по численности вплоть до второй половины XIX в. Но, когда город утратил военные функции, власти переводили казаков в регулярную армию. В 1881 году казачья команда города была упразднена, а казаки, не желающие причисляться в Сибирское казачье войско, были переведены в сословие мещан (пишет О.А. Тяпкина в очерке о Сургуте). Из 852 представителей, коренные мещане –171 человек, а остальные 681 – бывшие казаки, которые в случае приписки к мещанскому сословию, сохраняли за собой право на 5-летнее казенное содержание и на владение угодьями.
Ярче других охарактеризовал состав сургутского общества С.П. Швецов, который в 1880-х гг. отбывал здесь ссылку: «Все коренное население делится на два общества: мещанское, в состав которого входят бывшие сургутские казаки, несколько человек местных торговцев и потомки уголовных ссыльных и так называемое крестьянское общество, незначительное по численности, к которому принадлежат крестьяне, переехавшие из деревень, обрусевшие и не обрусевшие остяки…».
При этом бывшие казаки держались особняком от коренных мещан, поскольку утверждают свою родословную непосредственно от казаков, пришедших в Сибирь вместе с Ермаком.
Ярмарочный дилер
Рождественская ярмарка в Сургуте, которая была учреждена в 1866 году по ходатайству жителей города и длилась с 23 декабря по 15 января, не была похожа на ярмарку в обычном представлении.
Основная торговля велась ночью, когда ханты или ненцы приходили во дворы «свих» торговцев, а перед рассветом так же тихо уходили на место стоянки – в 10-15 верстах от города, куда они подкочевывали со своих угодий. Торговцы старались расположить их к себе различными ухищрениями. Интересный случай описан в «Сибирском листке» за 1895 год: «Некий березовский мещанин Старков сумел настолько близко сойтись с тазовскими ненцами, что даже женился на одной из них, заполучив при этом в качестве приданого большую часть угодий рода жены». В итоге он сумел заслужить авторитет в их среде. И во главе рода жены приезжал на сургутскую ярмарку. Новоявленный лидер даже намеревался перенести ее из Сургута ближе к р.Тазу.
Иллюстрации из книги: «Земля сургутская».