Примерное время чтения: 4 минуты
84

У вас товар, а где куар? Кто и как защищает в регионе права покупателей

48 . АиФ-Югра 30/11/2022
За 10 месяцев этого года в Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Югре поступило 1 700 обращений граждан о нарушениях прав потребителей
За 10 месяцев этого года в Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Югре поступило 1 700 обращений граждан о нарушениях прав потребителей pixabay.com

Объединение потребителей России раз в два года составляет рейтинг уровня защищённости интересов потребителей. Это пока единственное в нашей стране исследование в этой сфере. Югра занимает в рейтинге пятое место. Показатель, без сомнения, высокий. Кто и как контролирует безопасность того, что едят и носят югорчане, услуги какого качества получают? Подробности – в материале – ugra.aif.ru.

Кто на сайте продаёт?

За 10 месяцев этого года в Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Югре поступило 1 700 обращений граждан о нарушениях прав потребителей. Почти 950 из них связаны с предоставлением услуг.

«Мне нравится итальянская обувь. Но в период санкций найти её сложно. На бесплатном сайте объявлений попалась замечательная пара ботинок. Но цена показалась заниженной. Меня это насторожило. Списался с продавцом в чате. Он попросил меня продолжить переписку в WhatsApp, а потом сделать полную предоплату, – рассказывает Евгений Антоненко из Сургута. – Я ответил, что оплачу товар при получении на почте. После этого продавец стал недоступен и удалил страничку». 

Эксперты говорят, что это типичный случай.

«Если вы хотите заказать что-то в интернете, то в первую очередь обратите внимание на сайт и информацию, которую даёт о себе продавец. Если на сайте нет информации о том, где продавец находится, нет контактов юридического лица, нет телефонов магазина и ИНН, то с этим продавцом не стоит связываться. Если неприятная ситуация произошла, то мы можем защитить права потребителя, находясь здесь, в Югре, при том, что продавец может находиться и за пределами региона», – рассказывает начальник отдела защиты прав потребителей УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Югре Татьяна Хакимова.

Искусственный интеллект поможет 

Недавно специалисты ведомства изъяли контрафактную обувь на 9 млн рублей. Отследить товар помогла электронная государственная система мониторинга товаров.  Контрольную закупку сделали в Сургуте. Выяснилось, что на обуви отсутствует маркировка. Это значит, что товар находится в обороте незаконно. Ещё один пример – система мониторинга зафиксировала, что одну пачку сигарет продали более 1 500 раз. Причём как в России, так и на Филиппинах. «С 2019 года, когда была введена специальная маркировка на табачную продукцию, мы провели порядка 400 мероприятий и исследовали порядка 12 тысяч пачек сигарет. Снято с реализации около 8 тысяч. Рынок Югры становится всё более свободным и чистым для потребителей», – утверждает Татьяна Хакимова.

Уже несколько лет существует проект «Честный знак» – на товары ставят специальный куар-код, который хранит информацию о сроке его изготовления и составе. Чтобы прочесть информацию, нужно скачать соответствующее приложение. С его же помощью можно рассказать о том, что товар некачественный. С 1 сентября к этой системе подключили всю молочную продукцию, чтобы производители не смогли подделать свой товар. «Принцип системы маркировки построен на том, что прослеживается  движение товара с момента его ввода в товарооборот до момента прибытия к потребителю. В процессе этого движения система позволяет выявлять те или иные отклонения, рассчитывать индикаторы риска, прогнозировать нарушение вплоть до момента его совершения. Всё это на основании технологии искусственного интеллекта», – объясняет директор по контрольно-надзорной деятельности Центра развития перспективных технологий Антон Гущанский.

В системе «Честный знак» есть и меховые изделия, и обувь, и товары лёгкой промышленности, а ещё лекарства, парфюмерия, фототехника и даже питьевая вода. Рассматривается вопрос по введению обязательной маркировки в отношении БАДов, безалкогольного пива, медицинских изделий и велосипедов. «Честный знак» покрывает уже 13% несырьевого валового внутреннего продукта. В денежном эквиваленте это 9,5 триллиона рублей. 

Кто оплачивает куар?

Польза для потребителей от маркировок понятна. А вот для предпринимателей это лишние траты и бумажная волокита.  «Честные предприниматели вводят «Честный знак», ведь это обязательно.  Внедрение программы условно бесплатно, – уточняет ген. директор Сургутской ТПП Анна Чурманова. – То есть программное обеспечение бесплатно, но, чтобы внедрить его, нужны дополнительные затраты. Например, электронный документооборот, сканер куар-кодов, регистрация в системе «Честный знак» – для этого нужна электронная подпись, внедрение и настройка – не все предприниматели имеют знания в области IT. Приходится обращаться к специалистам и снова платить…»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах