«Сядешь в такси – скинь в СМС номер машины» – советуем мы близким людям из соображений безопасности. Совет хороший, но спасает не всегда. Подробности в материале – ugra.aif.ru.
Кто в ответе за пассажира?
«Часто езжу на такси. Приезжает быстро. Но бывают и неприятности: вонь, грязь в салоне или водитель пристаёт. И цены «прыгают». Понятно, что час пик – но почему в три раза дороже?» – спрашивает Анна, учительница из Сургута.
«Был случай: в Ханты-Мансийске такси перевернулось, у пассажирки оказался сломан позвоночник, а водитель, не дожидаясь госавтоинспекторов, созвонился с роднёй и уже через пару часов покинул пределы округа, уехал домой, в Таджикистан. Девушка подала в суд, но машина была в аренде у компании, спросить не с кого», – рассказывает руководитель службы заказа такси «Фишка» Сергей Костенко. Он 15 лет в бизнесе, пережил два закона о такси. Говорит, оба хорошие, но контроля за их исполнением почти не было.
Жёсткие правила
С 1 сентября начнёт действовать новый закон о такси (от 29.12.2022 г. № 580). Согласно документу, в каждом регионе создадут и разместят в интернете реестры перевозчиков, служб заказа и такси (их составляют органы местного самоуправления). Водитель не сможет работать, если у него, например, есть снятая или непогашенная судимость (исключение – преступления лёгкой тяжести), если на его счету более трёх неуплаченных административных штрафов и нет аттестации на знание инфраструктуры региона. За нарушения накажут и таксистов, и службы заказа – вплоть до запрета на ведение деятельности. Важный момент: вводится солидарная с водителем ответственность службы такси за вред жизни, здоровью и имуществу пассажира. За возмещением вреда пострадавшему нужно будет обращаться прежде всего к службе заказа.
«Да, закон можно назвать жёстким. Машин станет меньше, цены станут выше, – рассуждает Сергей Костенко. – Но на дорогах станет безопаснее. Прекратятся неоправданные колебания цен. Сейчас таксисты действуют в «чёрной зоне», не платят налогов. Новый закон выведет их из тени. Профессия таксиста станет престижной, как было в СССР».
Белые пятна закона
Новый закон много внимания уделяет защите прав клиентов, но не водителей. А ведь клиенты попадаются разные. Как бороться с потребительским терроризмом?
«Предприниматели вправе обращаться в полицию и суд, – отвечает начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора управления ГИБДД по ХМАО Иван Семенюк. – Также закон пока не регулирует сферу совместных поездок, когда водители за деньги подвозят пассажиров по междугородним маршрутам. Не предполагается объединять региональные реестры. Но свериться с ними не составит труда».
Таких, как Евгений, не желающих «заморачиваться», – много. Их резкое выключение из бизнеса может привести к коллапсу, когда дождаться машину будет невозможно не только в час пик.
Есть ещё одна проблема: страховые компании избегают оформления ОСАГО для таксистов. На профессиональных интернет-ресурсах можно прочитать немало историй про то, как попытки оформить полис через интернет блокируются, а в офисах затягивают сроки – с таксистами риск убытков для страховщиков представляется слишком высоким.
По инициативе предпринимательского сообщества Госдума ввела поправки для плавного перехода к новым требованиям. В ближайшие год-два у водителей не будут аннулировать лицензии из-за отсутствия того же ОСАГО или аттестации на знание города... Отрасль делает два шага вперёд, один назад. Но всё-таки в направлении к цивилизованному рынку услуг.