Примерное время чтения: 6 минут
10249

Перелом Максима не сломил. Как в Токио тхэквондо стало русским видом спорта

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Югра 11/08/2021 Сюжет Летние Олимпийские игры в Токио
Максим Храмцов
Максим Храмцов РИА Новости

Максим Храмцов вошёл в историю российского тхэквондо как первый олимпийский чемпион. Он бился со сломанной рукой, но всё равно не оставил соперникам ни единого шанса на победу. Югорчане встретили своего героя со всеми почестями, а нам удалось взять у Максима эксклюзивное интервью.

В каждом весе по медали

Дарья Прокопьева, «АиФ-Югра»: Максим, в Токио показалось, что тхэквондо не корейский, а русский вид спорта. Это так?

Максим Храмцов: Мы заняли первое общекомандное место, а корейцы выступили плохо. У них две бронзы и одно серебро, хотя обычно у корейской команды как минимум два золота на каждых олимпийских играх, поэтому можно сказать, что да, на этой Олимпиаде это был русский вид спорта.

– Есть ли надежда, что после этой Олимпиады к тхэквондистам станут относиться иначе? О них заговорят федеральные СМИ, их начнут узнавать рядовые болельщики, а не только фанаты тхэквондо?

– Так и происходит. О нас говорят, нас узнают, удивляются, что никогда в жизни ни одного золота в истории российского тхэквондо не было, а сейчас сразу два с одной Олимпиады. В каждом весе мы взяли по медали. Михаил Артамонов – бронзу, Татьяна Минина – серебро, а мы с Владиславом Лариным по золотой медали.

– После громкого успеха традиционно возрастает интерес к конкретному виду спорта. Чем тхэквондо может привлечь ребят в сравнении с другими единоборствами?

– Тхэквондо – красивый, динамичный вид спорта и, что важно, олимпийский. Мы много работаем ногами. До перехода в тхэквондо я занимался карате, потому что смотрел фильмы с Джеки Чаном и хотел, как и он, бить ногами. Думаю, сейчас ребята тоже смотрят фильмы и хотят стать бойцами.

Замораживал и работал

– Пишут: «Храмцов получил травму в первом бою, дошёл до финала и взял золото. Позднее у него диагностировали внутрисуставной перелом правой кисти». Это правда?

– Да. Я ещё в мае сломал руку и знал, что, возможно, это произойдёт снова, потому что я не успел её долечить. В первом же поединке так и случилось. Я сказал об этом только тренеру. Иначе мало ли… Могли соперники узнать или с соревнований бы сняли с переломом. Я просто тейпировал руку, замораживал её, чтобы не было больно, и работал. Поменьше ею бил, а в финальном поединке у меня выбора не оставалось. Ничего страшного.

– Игнорировать боль учат в единоборствах?

– К дисциплине приучили в карате. У нас был хороший тренер – Олег Николаевич Гаголкин. Он нас воспитывал как настоящих мужчин. А в тхэквондо я пришёл уже в осознанном возрасте.

– Как-то владелец футбольного клуба «Спартак» Леонид Федун сказал, что в футболе вклад тренера в результат – 10%, а как в тхэквондо?

«В тхэквондо тренер даёт всё, что может и не может. Мы работаем в тандеме, и без него я бы не выиграл»

– В тхэквондо тренер дает всё, что может и не может. Мы работаем в тандеме, и без него я бы не выиграл. Могло получиться так, что на Олимпийских играх я бы оказался без личного тренера, поскольку было мало квот и до последнего месяца мы не знали, кто со мной поедет. Опыт, когда на соревнованиях нас секундировали тренеры сборной, у меня был. Они говорят все чётко и по делу, я выполняю, но нет такой уверенности, как с моим личным тренером.

– И как строятся ваши взаимоотношения?

– На соревнованиях нужен тренер, который меня понимает, видит и чувствует, но в то же время лишнего не говорит. Если он видит, что всё нормально, то ничего мне не скажет. Спокойно помашет полотенцем, чтобы я восстановился, лёд приложит. А подсказывает, если видит, что я явно чего-то не замечаю.

Просто Максим

– Ваш отец рассказывал, что всегда настраивал вас на первые места и даже не встречал после соревнований, если место было вторым или третьим. Было такое?

– Это он шутит, хотя такое бывало. Но не всегда. И то, скорее, из принципа.

– Обижались?

– Злился. И в следующий раз со спортивной злостью выигрывал и доказывал, что могу.

– Мама была главной болельщицей, всегда благословляла Вас перед соревнованиями. Полгода назад её не стало. Тяжело без её поддержки?

– Её не хватает. Мама была важнейшей частью моей жизни. Она всё для меня делала. Лучше любого комментатора разбиралась в тхэквондо. Всех моих соперников знала, и у неё были любимчики среди спортсменов других весовых категорий. От неё шла колоссальная поддержка.

– Кстати, о сложностях. Вы говорили, что самое трудное – ждать. А ждать именно эту Олимпиаду пришлось пять лет. Не было мысли, что она вообще не состоится?

– Бывали такие моменты, но я в любом случае тренировался. Шла постоянная подготовка, промежуточные старты, чемпионат Европы, который я выиграл…

– Есть ли те, кто зовут Вас Максимом Сергеевичем? Тренер говорил, что президент Путин был одним из них.

– Владимир Владимирович Путин понятно, он серьёзный мужчина. В основном же так обращаются те, кто только познакомился со мной. Мне приятней, когда зовут просто Максимом.

Сила родного города

– После возвращения домой у Вас было много встреч с болельщиками, чиновниками, журналистами. Ожидали такой ажиотаж?

– Они за меня переживали, я это понимаю. Единственное, когда собираюсь пойти отдохнуть, начинаю задумываться: «А стоит ли?», ведь везде узнают. Но в то же время приятно, когда подходят дети. Это очень мотивирует. Например, недавно ко мне подошла маленькая девочка и говорит: «Вы наш герой». Тогда я подумал, как это классно.

– Что значит для Вас Нижневартовск?

– Нижневартовск – город, в котором я хоть и не родился, но вырос. Здесь живут все мои друзья и близкие люди. Где бы я ни был, в какой бы стране ни выступал, каждый раз хочется вернуться домой. Мой город меня мотивирует, здесь все меня поддерживают.

– Вы собирались выучиться на тренера и развивать тхэквондо в регионе. После победы в Токио планы изменились?

– Я в любом случае будут стараться развивать в округе тхэквондо. Нам есть к чему стремиться. Возможно, появление олимпийского чемпиона станет хорошим толчком для дальнейшего развития этого вида спорта. Этим я хочу заниматься после завершения карьеры. У меня есть ещё семь лет в мире тхэквондо. Планирую съездить ещё на две Олимпиады.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах