Дело в отношении ООО "Сургутский завод стабилизации конденсата" (дочка ОАО "Газпром") было возбуждено Федеральной антимонопольной службой Югры в июне этого года. Сразу после того, как губернатор Югры Александр Филипенко на еженедельном аппаратном совещании потребовал разобраться с повышением в регионе цен на бензин.
Для "своих" бензин дороже
По словам сотрудников югорского УФАС, только в мае-июне этого года цены на автомобильное топливо выросли в автономном округе на 40%. Специалисты антимонопольной службы усмотрели признаки нарушения ч. 1 ст. 10 "О запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующего положения на рынке" федерального закона "О защите конкуренции". В ходе расследования выяснилось, что отпускная цена Сургутского ЗСК на самую популярную марку бензина АИ-92 для компаний, торгующих в Югре, была 16 рублей за литр. В то время как для продавцов из других регионов бензин стоил дешевле.
Но ценовую политику Сургутского ЗСК определяет не руководство этого предприятия и даже не ООО "Газпром переработка", в чью структуру входит завод. Цены формируются на головном предприятии - ОАО "Газпром". Это подтвердил в интервью представитель компании Роман Следевский: "Цена для продавцов бензина зависит от региона, в котором они торгуют. Для Югры она выше, чем для Коми или Томской области. Это зависит от покупательной способности жителей региона. И таким образом мы расширяем географию поставок".
Долгая дорога к потребителю
Владельцы автозаправочных станций Югры не могут покупать бензин напрямую с завода - это закрытый рынок, на который новичков не пускают. Продажей топлива занимается другая дочка "Газпрома" - ОАО "Газэнергосеть". Она, в свою очередь, продает его московской компании ООО "Транстэкинвест". А у неё топливо покупает сургутская ООО "Компания Сила". Каждый накручивает свой процент. В том числе и владельцы заправок. Поэтому до потребителя бензин доходит по цене в полтора раза выше заводской. Стоит отметить, что Сургутский ЗСК - единственный в Югре производитель автомобильного топлива. Его покупают в основном владельцы частных АЗС. А таких в Югре большинство. Возбуждение дела в отношении Сургутского ЗСК стало беспрецедентным в практике окружного УФАС. Расследование длилось два месяца, но его пришлось прекратить: "Сургутский завод не занимается реализацией топлива, а лишь производит его", - объяснил заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Югре Илья Тарханов. К ответу будет призвано ОАО "Газпром". Но окружной УФАС напрямую сделать этого не может - "Газпром" прописан в Москве. Так что собранные документы будут переданы в Федеральную антимонопольную службу.
Такие сложные дела...
По словам Ильи Тарханова, дела, которые касаются рынка топлива, считаются самыми сложными: "Они связаны с экономикой и требуют серьёзного подхода, - говорит он. - Чтобы установить цену на конечный продукт, нужно смотреть, насколько взвешены цены и затраты, - это достаточно объёмный материал, дела долго расследуются".
Антимонопольная служба ведёт постоянный мониторинг оптового и розничного рынка топлива. В Югре горюче-смазочными материалами торгуют в основном частные предприниматели. Чаще всего выявляются факты необоснованного завышения цен на бензин и даже факты ценового сговора. Илья Тарханов сообщает, что только за первые шесть месяцев этого года в бюджет округа поступило более 17 с половиной миллионов рублей от штрафов, выписанных сотрудниками УФАС Югры. Основные нарушения касаются исполнения федеральных законов "О защите конкуренции", "О размещении государственных заказов" и "О рекламе".
Смотрите также:
- Дефицит бензина, по мнению экспертов, может вырасти в России к 2015 году →
- Почему в Югре бензин дорогой? →
- Бензин не в дефиците →